Отчего зависит срок эксплуатации аккумулятора автомобиля и как его продлить
Все запасные части автомобиля имеют ограниченный срок службы. Это касается и автомобильного аккумулятора. Но в этом случае длительность эксплуатации аккумулятора зависит не только от качества исполнения, но и от обслуживания АКБ. Срок эксплуатации аккумулятора автомобиля в среднем составляет 3–4 года при гарантии производителей в 1–2 года. Но благодаря правильному и регулярному обслуживанию аккумуляторная батарея может прослужить вам гораздо дольше.
Содержание статьи
Что нужно контролировать при эксплуатации АКБ?
К сожалению, при эксплуатации аккумулятора часто незаметно, когда приближается время выхода АКБ из строя. Он работает нормально, а в один прекрасный момент перестаёт крутить стартер. Поэтому нужно регулярно нужно проводить диагностику аккумуляторной батареи, даже если она пока функционирует нормально. Что же нужно контролировать в аккумуляторе?
С момента изобретения аккумуляторных батарей их конструкция практически не изменилась. Поэтому контролируются одни и те же параметры:
- Уровень электролита;
- Плотность электролита;
- Напряжение (в идеале по банкам);
- Степень зарядки батареи. Можно проверить на автомобиле в момент пуска двигателя; Лучше снять с авто и проверять нагрузочной вилкой.
Раньше, когда население использовало только отечественные автомобили, аккумуляторы были «вечными». Сурьмянистые батареи тех времён были обслуживаемые и пригодны для ремонта. Содержимое банок можно было спокойно заменить и использовать АКБ дальше. Запчастей тогда не хватало, и такой подход вполне себя оправдывал.
Но время не стоит на месте и в нашей стране появились иностранные автомобили. В них аккумуляторы уже предстали в основном в необслуживаемом варианте. Новые модели имели меньший срок службы, но они не требовали никакого вмешательства со стороны владельца. В данной концепции производители автомобилей просто сделали аккумулятор расходным материалом типа фильтров и свечей.
Современный автолюбитель даже не задумывается, сколько служит автомобильный аккумулятор, как его обслуживать и какие параметры контролировать. В случае выхода из строя АКБ он просто покупает новый аккумулятор и ездит дальше. В среднем срок службы современных батарей составляет 3–4 года. Но при правильном обслуживании срок службы аккумулятора автомобиля вполне можно продлить до 7–8 лет и даже дольше.
Вернуться к содержанию
Что влияет на срок службы и причины выхода АКБ из строя
Для понимания того, как правильно эксплуатировать аккумуляторную батарею, нужно понять факторы, сокращающие срок его службы.
Вернуться к содержанию
Процесс коррозии в аккумуляторе
С этой проблемой производители АКБ пытаются справиться с момента их изобретения. Одним из первых шагов в этом направлении было добавление сурьмы с состав свинцовых пластин. В дальнейшем было испробовано много различных добавок, в том числе кальций. Легирование свинцовых пластин в большинстве случаев приводит к увеличению расхода воды. Поэтому здесь всегда присутствует определённый компромисс.
Вернуться к содержанию
Глубокий разряд аккумуляторной батареи
Если аккумулятор сильно разрядился и находился некоторое время в таком состоянии, то в нём развивается сульфатация пластин. Сульфат свинца образуется на поверхности пластин и уменьшает площадь их контакта с серной кислотой. В результате сокращается ресурс аккумулятора автомобиля. Но дело не только в этом.
При сильном разряде плотность электролита в аккумуляторе снижается. В состоянии, близком к полной разрядке, электролит в батарее может замёрзнуть при — 5–7 градусах Цельсия. Лёд покоробит свинцовые пластины или приведёт к разрушению корпуса. В этом случае ремонт аккумулятора автомобиля не поможет и такая АКБ уже непригодна для использования.
Вернуться к содержанию
Короткое замыкание в АКБ
Короткое замыкание – это моментальный выход из строя для аккумулятора. В случае нового аккумулятора такое может произойти при заводском браке. Для разделения свинцовых пластин в аккумуляторе используются сепараторы, разделяющие ячейки. Если комплектующие будут некачественные или нарушена технология сборки, то АКБ выйдет из строя.
Если свинцово-кислотный аккумулятор исправен и эксплуатируется длительное время, то замыкание может произойти из-за осыпания обмазки пластин. На дне корпуса постепенно образуется шлам. В лучшем случае просто понижается эффективность работы аккумулятора, а в худшем происходит замыкание свинцовых пластин разной полярности.
Обмазка осыпается в процессе эксплуатации, и производители реализуют ряд технологических мер для предотвращения этого процесса. Но осыпаться обмазка пластин может в результате вибрационного воздействия (езда по ямам, плохим дорогам и т. п.).
Возможно, вам будет интересна подробная статья про аккумулятор Варта.
Вернуться к содержанию
Избыточный заряд
Перезаряд может произойти из-за неправильных условий зарядки АКБ. На клеммы подаётся напряжение выше допустимого, что приводит к нагреву и выкипанию воды из электролита. Кроме того, причиной избыточного заряда может стать неисправность в электрической сети автомобиля. В результате на АКБ подаётся повышенное напряжение, и аккумулятор служит значительно меньше. Поэтому важно знать норму заряда аккумулятора автомобиля. Советуем также прочитать о причинах перезаряда аккумулятора.
Вернуться к содержанию
Другие факторы
Кроме того, на срок эксплуатации батареи влияет множество других менее значимых факторов. В частности, наличие в современном автомобиле большого числа потребителей электроэнергии. Это бортовой компьютер, мощные аудиосистемы, телевизоры, кондиционер, стеклоподъемники, системы безопасности и многое другое.
Питая такое количество устройств, аккумулятор быстро и довольно глубоко разряжается, а во время короткой поездки он не успевает зарядиться. Причём многие устройства могут «съедать» питание и на стоянке.
Такие глубокие разрядки и хронические неполные зарядки отрицательно сказываются на сроке эксплуатации аккумулятора. Если у вас в авто установлено множество потребителей электроэнергии, то стоит подумать об установке второго аккумулятора.
Большое влияние на срок эксплуатации оказывает температурный диапазон, в котором работает аккумулятор. Причём вредна как низкая температура окружающей среды, так и высокая. В мороз у электролита повышается вязкость, что ухудшает прохождение заряда. В жаркую погоду из электролита выкипает вода, что может привести к перезаряду.
Неблагоприятные температурные условия приводят к снижению ёмкости АКБ, ускорению осыпания электродов, увеличению коррозийных процессов. В результате сокращается срок службы аккумуляторной батареи.
Вернуться к содержанию
Что же делать? Как продлить жизнь аккумулятору?
Чтобы не пришлось покупать новую АКБ каждые 2–3 года, нужно регулярно следить за состоянием аккумулятора и соблюдать простые требования:
- Уровень электролита. Не допускайте падения уровня электролита ниже нормы. Норма в большинстве аккумуляторов, это 10–12 миллиметров над поверхностью пластин. Измерять уровень можно обычной стеклянной трубочкой. При необходимости доливайте дистиллированную воду;
- Плотность электролита. Она должна соответствовать климатической зоне, где используется аккумулятор. Для России плотность составляет 1,27 гр./см. куб. Помните, что для достижения требуемой плотности электролита, зарядки от генератора во время поездки недостаточно. Подробнее о том, какая кислота в аккумуляторе автомобиля, читайте в статье по ссылке. Обязательно раз в три месяца (а желательно в месяц) проводите зарядку батареи от стационарного зарядного устройства. Заряженный аккумуляторов с требуемой плотностью электролита меньше подвержен сульфатации пластин и служит дольше;
- Состояние электрической сети автомобиля. Желательно корректно настроить регулятор напряжения в сети авто. Напряжение должно находиться в пределах 13,6–14,5 вольта. Кроме того, следует отрегулировать двигатель. Не нужно допускать ситуации, когда стартер крутит его по 10-15 секунд. В этот момент он потребляет большой ток и это сильно «сажает» АКБ;
- Простой автомобиля. Если вы собираетесь на длительный срок оставить автомобиль на стоянке, то снимите клеммы с аккумулятора. В таких условиях он значительно дольше сможет сохранять заряд.
Если ваша АКБ вышла из строя и пора покупать новую, то можете прочитать статью про аккумулятор Аком.
Так, какой срок службы АКБ?
Однозначно можно определить только гарантийный срок службы. У большинства производителей он составляет 1–2 года. Если батарея имеет какие-либо производственные дефекты, то это проявляется на ранней стадии её эксплуатации. Для замены таких батарей и существует гарантийный срок. Если вас интересуют немецкие АКБ, можете прочитать подробную статью про аккумулятор Бош.
Вернуться к содержанию
Опрос
Реальный срок эксплуатации зависит от многих факторов и трудно назвать точное количество лет, которое будет служить аккумуляторная батарея. Как было показано выше, владелец автомобиля может эксплуатировать АКБ до 7–8 лет при среднем сроке жизни 3–4 года. Соблюдая простые правила, вы можете самостоятельно увеличить срок использования аккумуляторной батареи. Для начала почитайте о том, почему быстро разряжается аккумулятор на машине, и не допускайте такой ситуации.
Вернуться к содержанию
У меня служат лет по 5. Причем независимо от марки, модели, импортный, российский. Заряжаю в основном зимой. Да и то когда сильно холодно.
У меня 3 года и больше никак. Точнее 3 зимы. Если не поменять на четвертую будет гик.
Не стоит долго нагружать аккумулятор в моменты, когда двигатель не включён, это снижает ресурс АКБ автомобиля.
На моём дата 062006, как и выпуск авто T.Probox с конвейера. Сегодня октябрь 2016, итого 10 лет и 4 месяца. Ещё жив!. Забыл свет в салоне выключить — через сутки (вечером) увидел. Крутить продолжает. Уже просто интересно, когда сдохнет…
У меня GM 10я зима начинается, внутрь не заглядывал, но ток дает, посмотрим как дальше.
У меня на ниве Курский работает уже 21 год с 1995 года как машину купил. Обслуживаю регулярно — раз в 2 месяца снимаю с машины и заряжаю зарядкой.
Раз в полгода проверка электролита.
Хочу чтобы дотянуть до 25 — ради спортивного интереса.
Судя по отзывам новых боюсь дорогие а люди пишут 3-4 года меня это ставит в ступор как так чем дальше тем хуже что ли делают.
Дизельный Форд, аккумулятор стоит родной, авто куплен в конце 08 года, один раз доливал дист. воду. Работает пока, но в эту зиму после двух недель стоянки и -13 градусов, крутил вяло и сел почти совсем. Прикурил, покатался, пока вроде крутит…
У меня копейка 1970 года. Аккумулятор родной стоит. Машину держу в гараже. Получается 47 лет аккумулятору а крутит как новенький. Заряжаю устройством собственного изготовления. Доливаю ежегодно водичку дистиллированную. Может и до 50 дотянет аккумулятор, кто его знает.
Вы, наверное, каждый день машину запускаете и в любую погоду?
У меня стоит заводской аккумулятор на Лансере 10. Уже 8 лет работает исправно, езжу каждый день. Заряжаю один раз в год перед морозами. Но уже чувствую что по чуть начинает помирать.
у меня на Победе стоит родной аккумулятор, ему 60 лет
Молодой еще аккумулятор. У меня родной на Руссобалте
Спасибо, поржал от души !
У меня на 2106 прослужил 8 лет. Сейчас на Гранте — 7-я зима пошла заводскому аккумулятору. Заряжаю 2 раза в год, мою раза 4 в год, доливаю воду по необходимости. Никогда никаких сигнализаций не было на машинах. Сигнализации в любом случае разряжают АКБ.
Митцубиси лансер. 1.5 .2007 года. Сейчас 2019 . Родная АБ крутит досих пор. Масло в двигателе залито 0-20.
В июне 2020 года как девять будет моему АКБ Автомобиль Калина хечбек 2011 года выпуска.АКБ родной стоит, конвеерский.
Уже — 10 лет. Из обслуживания только долив воды.
Как показал опрос владельцев авто на проекте мейл. ру «Ответы» срок службы АКБ составляет от пяти до 10 лет и более.
Но с вашим пессимистическим заявлением о якобы 3-7 лет не очень вяжется.