Что делать, если на машине быстро садится аккумулятор?
Кто из автомобилистов не попадал в неприятную ситуацию с севшим аккумулятором? Открываете автомобиль, садитесь, включаете зажигание и… ничего. Аккумулятор разрядился и автомобиль стал совершенно бесполезным. Опять искать другую машину, чтобы прикурить аккумулятор или тащить его домой на подзарядку. Опять истрачена куча нервов, опоздание на работу или на важную встречу. Знакомая ситуация, не так ли? Так, почему же аккумулятор на машине так быстро садиться? Будем разбираться в настоящей статье.
Содержание статьи
Причины быстрой разрядки аккумулятора на машине и что делать
У быстрой разрядки аккумулятора есть четыре основные причины:
- Аккумулятор. Естественный износ АКБ или преждевременный её выход из строя;
- Генератор. Из-за неисправности генератора заряд при движении машины может отсутствовать или быть недостаточным для полноценной зарядки батареи;
- Бортовая сеть. Изношенность проводки или утечка тока в электрическом оборудовании машины может приводить к быстрой разрядке аккумулятора;
- Водитель. Часто водитель машины сам становится причиной того, что быстро садится автомобильный аккумулятор.
Теперь, давайте, рассмотрим эти причины подробнее.
Вернуться к содержанию
Изношенность или неисправность аккумулятора
На исправность аккумулятор можно проверить в сервисе или самостоятельно.
Для этого используется нагрузочная вилка. Это прибор, имеющий в своём составе вольтметр и нагрузочное сопротивление. Нагрузочная вилка имитирует ситуация с аккумулятором, которая происходит в момент запуска двигателя.
Если у вас имеется такой прибор, то проверить батарею можно самостоятельно. Для начала проверьте напряжение аккумулятора без нагрузки. Оно должно составлять не менее 12,7 вольт. Это соответствует 100 процентной зарядке. После этого для проверки состояния АКБ нужно сделать замер с нагрузкой.
Нагружаете аккумулятор при помощи сопротивления прибора, ждёте 5 секунд и снимаете показания вольтметра. На исправном аккумуляторе значение напряжения должно составлять не менее 10,2 вольт. Если без нагрузки аккумулятор показывает напряжение больше 12,7 вольт (то есть, полностью заряжен), а тест с нагрузкой не проходит, то пора готовится к покупке нового.
Ниже приводится видео, демонстрирующее, как проверять аккумулятор нагрузочной вилкой.
Причин, по которым аккумулятор приходит в негодность, может быть несколько. Вот некоторые из них:
- Сульфатация пластин;
- Короткое замыкание;
- Осыпание активной массы;
- Причины, связанные с электролитом.
Рекомендует также прочитать материал о том, как открыть машину если аккумулятор сел и сигнализация не работает.
Сульфатация
Вообще, сульфатация представляет собой естественный процесс при эксплуатации аккумулятора. Это оседание сульфата свинца (PbSO4) на электродах во время химической реакции в АКБ при её разряде. В процессе заряда часть его растворяется, а часть так и остаётся на пластинах. В результате постепенно уменьшается ёмкость АКБ и возникает необходимость ее замены. Но когда сульфатация возникает на новом аккумуляторе, причина может крыться в неправильной эксплуатации батареи. К таким неправильным действиям относятся следующие:
- Частый разряд АКБ в «ноль»;
- Некачественный электролит;
- Эксплуатация батареи с оголёнными пластинами (снижение уровня электролита);
- Неправильный заряд аккумулятора большим током.
Высокий уровень сульфатации пластин может приводить к тому, что аккумулятор на машине очень быстро разряжается. Это происходит потому, что сульфатация «съедает» его ёмкость. Если батарея ещё новая (до года), то можно попробовать провести десульфатацию аккумулятора или восстановление автомобильного аккумулятора в общем случае. Если этот аккумулятор уже работает 3─4 года, то здесь будет разумнее купить новый.
Вернуться к содержанию
Короткое замыкание
Короткое замыкание может быть вызвано как неправильной эксплуатацией, так и производственным браком. Причина этого явления – замыкание пластин разной полярности.
Диагностировать короткое замыкание можно по интенсивному «кипению» электролита и падению напряжения на выводах батареи. Также снижается общая ёмкость АКБ. Причины, по которым может произойти короткое замыкание:
- Нарушение целостности сепараторов;
- Коробление решёток пластин;
- Образование наростов на электродах;
- Попадание посторонних элементов в АКБ;
- Шлам на дне аккумулятора.
Если бы речь шла о старых обслуживаемых аккумуляторах, то в них проблема замыкания решалась просто заменой неисправного элемента батареи. В современных малообслуживаемых или необслуживаемых автомобильных аккумуляторах этого сделать не получиться. В интернете можно найти примеры устранения замыкания в результате пропускания через батарею тока большой величины. В результате замыкания выжигаются. Но это для этого требуется определённое оборудование и навыки обращения с ним. Поэтому для неискушённых автовладельцев в этом случае можно посоветовать замену АКБ.
Вернуться к содержанию
Осыпание активной массы
При эксплуатации автомобильного аккумулятора осыпание активной массы пластин происходит постепенно. Этот процесс может ускоряться в результате повышенных ударных и вибрационных нагрузок. Например, при езде по бездорожью. Накапливаясь на дне батареи, осыпавшаяся активная масса может стать причиной короткого замыкания пластин разной полярности.
Но даже если этого не случиться, от осыпания снижаются эксплуатационные характеристики аккумулятора. В частности, это ёмкость и пусковой ток. В результате ёмкость снижается настолько, что аккумулятор практически не набирает заряд и быстро садится. Как вы понимаете сами, здесь поможет только замена АКБ на новую.
Ниже можно посмотреть видео про осыпание активной массы пластин:
Вернуться к содержанию
Причины, связанные с электролитом
С электролитом может быть две проблемы: снижение уровня из-за расхода воды и плотность, не соответствующая норме. Эти проблемы поправимы, но требуется следить за состоянием АКБ и регулярно проводить обслуживание. Вы должны проверять уровень электролита и не допускать его опускания ниже верхнего уровня пластин. Вообще, нормальный уровень – это 10─15 миллиметров над поверхностью электродов. В жаркое время года или при излишнем заряде электролит может выкипать. О том, почему кипит аккумулятор на машине и причины этого явления, вы можете прочитать в статье по ссылке.
Плотность электролита следует контролировать ареометром. При повышенной плотности все достаточно просто ─ доливайте дистиллированную воду. Причиной расхода воды чаще является процесс электролиза, а в летнее время на жаре ещё добавляется испарение.
А вот если плотность низкая и батарея полностью заряжена, то с приведением её в норму придётся повозиться. Нужно отбирать старый электролит, постепенно разбавляя его новым с плотностью 1,27─1,29 гр/см3. При этом электролит должен отстояться для смешивания и потом замер. Если плотность недостаточна, то все повторяется.
Вернуться к содержанию
Проблемы с генератором
После того как вы убедились в исправности и заряженности аккумуляторной батареи, обратить взор следует на генератор. Проблема с ним состоит в том, что он может не заряжать АКБ или давать заряд, недостаточный для восстановления ёмкости батареи. В этом случае после непродолжительной стоянки автомобиля вам придётся думать о том, как завести машину если сел аккумулятор.
Если генератор не заряжает аккумулятор, то здесь уже следует обратиться к автомобильному электрику для выяснения причин. Там уже станет ясно, в чём причина, а также менять его или ремонтировать.
Во втором случае, генератор не вырабатывает достаточно электрической энергии. Одной из причин этого может стать ослабленный ремень генератора. Диагностировать его очень просто. В момент старта авто с ослабленным ремнём генератора слышен пронзительный свист. Исправить это можно дополнительным натяжением ремня генератора. С этим вполне можно справиться самостоятельно. Потребуется монтировка и соответствующий ключ для ослабления и подтяжки гайки крепления генератора.
Если натяжение ремня генератора ослабло, то исправьте проблему, как можно быстрее. В противном случае недозаряд во время поездки будет приводить к тому, что аккумулятор будет быстро садиться. Особенно, в холодное время года.
Дополнительно можете прочитать статью о том, можно ли заряжать аккумулятор на машине, не снимая клеммы.
Вернуться к содержанию
Проблемы с бортовой сетью авто
Причиной того, что аккумулятор быстро садиться могут стать различные неисправности в бортовой сети автомобиля, начиная от неисправной или изношенной проводки, заканчивая чрезмерно прожорливыми или неисправными потребителями тока. В этом случае требуется комплексная проверка техническими специалистами в сервисном центре с использованием специального оборудования и инструментов. Но кое-что вы можете проверить самостоятельно.
Вернуться к содержанию
Проверка на утечку тока в бортовой сети
Для этой процедуры потребуется мультиметр. Что вам нужно сделать?
- На аккумуляторе, не вынимая его из машины, снимите минусовую клемму;
- Переведите мультиметр в режим измерения тока 10 А;
- Присоедините один щуп мультиметра к минусовой клемме, а второй в минусовому токовыводу АКБ (куда подключать красный и чёрный провода без разницы);
- Зафиксируйте значение силы тока.
Перед измерением нужно отключить все зажигание, потребители (обогрев, подсветка, музыка). Все должно быть отключено. В таком состоянии полученная сила тока не должна превышать 0,02 ампер.
Если у вас наблюдается больший ток, то здесь уже нужно искать проблемный потребитель, по очереди отключая их от сети. Если не найти «виновника» этой утечки, то аккумулятор будет быстро садиться за ночь.
Ниже можно посмотреть видео о проверке утечки тока на авто:
Вернуться к содержанию
Ошибки водителя
Если автовладелец неопытный, то он сам может совершать действия, которые приводят к тому, что аккумулятор на машине быстро садится. Среди них можно выделить основные:
- Банальная забывчивость. Забыли выключить фары, музыку, лампочку в багажнике и т. п. А после стоянки ночью аккумулятор севший;
- Режим поездок. Если вы едете на машине в магазин, до которого пять минут, то ваша АКБ просто не успевает зарядиться. А запуск мотора у дома и у магазина высасывает из аккумулятора энергию;
- Не следят за АКБ. Аккумулятору периодически стоит уделять внимание. Тогда, как минимум, вы будете готовы к его разрядке.
А вы задавали себе вопрос, нужно ли заряжать новый автомобильный аккумулятор после покупки? По ссылке вы можете прочитать статью на эту тему.
Вернуться к содержанию
Как не допускать разрядки аккумулятора?
Для того чтобы аккумулятор на машине не садился за одну ночь, ему нужно уделять внимание и периодически проводить профилактику.
На что обратить внимание?
- Периодически (хотя бы раз в 6 месяцев батарея нуждается в подзарядке от сетевого ЗУ). В идеале нужно сделать контрольно-тренировочный цикл;
- Нужно выработать привычку проверять уровень и плотность электролита (после подзарядки АКБ). Это не касается необслуживаемых автомобильных аккумуляторов (здесь ссылка);
- Держать в исправном состоянии электропроводку, генератор, потребители бортовой сети авто. Очень часто из-за тока утечки быстро садится аккумулятор;
- Проводить профилактику коррозии клемм и выводов батареи (чистка, нанесение специального состава);
- Содержать аккумулятор в чистоте, чтобы свести к минимуму саморазряд. Если на поверхности грязь, то она превращается в токопроводящий слой и аккумулятор может быстро садиться.
Если у вас быстро разряжается аккумулятор на машине, то поездки превращаются в настоящее мучение. По ссылке выше вы можете прочитать о причинах этого и способах их устранения.
Вернуться к содержанию
Опрос
Если статья оказалась для вас полезной, распространите ссылку на неё в социальных сетях. Это поможет развитию сайта. Исправления и дополнения к материалу, а также ваше мнение о быстрой разрядке автомобильного аккумулятора, оставляйте в комментариях ниже. Голосуйте в опросе и оценивайте статью.
Вернуться к содержанию
Была проблема быстрой разрядки с 2-мя акб. Оба случая накрывалась батарея. Из-за сульфатафии ёмкости практически не было.
В последнее время в авто ставят чипы, которые после определенного срока срабатывают и намеренно способствуют разрядке АКБ, как и в айфонах. Смотри: «ЗАПЛАНИРОВАННОЕ УСТАРЕВАНИЕ» в гугле
проблемы могут быть разные. чтобы не дать ситуации застать вас в расплох — когда разрядился аккумулятор лучше купите себе портативный пусковой бустер! можно в Китае напрямую заказать — дешевле, но долго доставляют можно заказать через