Для чего нужна десульфатация аккумулятора и как её проводить?
Многие вспоминают о своем аккумуляторе только, когда автомобиль отказывается заводиться. В общем, нормальная ситуация. Ведь благодаря различным добавкам в свинец современные аккумуляторы стали значительно менее требовательными к обслуживанию. На них значительно реже нужно следить за уровнем электролита и подливать дистиллированной воды. Но АКБ по-прежнему требует ухода в плане поддержания ее в заряженном состоянии. Постоянная эксплуатация батареи в недозаряженном состоянии приводит к сульфатации пластин и потере ёмкости. Почему это происходит и как с этим бороться, поговорим в настоящей статье.
Содержание статьи
Что такое сульфатация и её причины?
Сульфатация пластин аккумулятора – это оседание на поверхности пластины слоя сульфата свинца. При разряде аккумуляторной батареи в ней протекает химический процесс, который описывается следующей реакцией:
Pb + 2H2SO4 + PbO2 -> 2PbSO4 + 2H2O
Иначе говоря, свинцовые пластины вступают во взаимодействие с соседними пластинами, покрытыми оксидом свинца при участии серной кислоты. Продуктами реакции становятся воды и сульфат свинца. В процессе заряда аккумулятора эта химическая реакция протекает в обратном направлении. Этой реакцией объясняется и изменение плотности электролита. При разрядке она падает, а при зарядке растет.
В процессе заряда реакция проходит в обратном направлении, но не до конца. Часть PbSO4 так и остается на пластинах. Это вещество уменьшает поверхность активной массы, которая принимает участие в химической реакции. А поскольку образующийся сульфат свинца является плохим проводником электрического тока, то снижается эффективность заряда и постепенно уменьшается ёмкость АКБ.
В связи с вышесказанным можно назвать основные причины сульфатации пластин аккумулятора:
- Длительные простои автомобиля;
- Хранение аккумулятора в разряженном состоянии;
- Короткие поездки и частый запуск двигателя (городской цикл);
- Отсутствие периодической зарядки сетевым ЗУ;
- Глубокие разряды АКБ.
Нужно сказать, что в аккумуляторной батарее сам по себе происходит процесс сульфатации пластин. Как уже говорилось, в процессе разряда образуется тонкокристаллический PbSO4. Он растворяется при заряде, то есть происходит десульфатация. В результате вышеописанной неправильной эксплуатации образуется крупнокристаллический PbSO4, блокирующий активную массу электродов. Сульфатированные пластины можно определить по белому налету на поверхности.
Вернуться к содержанию
Как проводится десульфатация?
При подготовке статьи я прочитал ряд методов, которые рекомендуют автовладельцы на основе своих изысканий. Вообще, от десульфатации можно избавиться двумя основными способами:
- С помощью химикатов;
- Используя электрический ток.
О способе десульфатации АКБ при помощи химических реагентов можно посмотреть соответствующий раздел в статье о восстановлении автомобильного аккумулятора. Там описан метод промывки с применением раствора Трилона В. Сама методика несложная, нужно просто залить раствор в банки и подержать некоторое время. Но сложно само приготовление раствора и придется обращаться в химическую лабораторию.
Что касается десульфатации автомобильного аккумулятора при помощи электрического тока, то здесь есть несколько вариантов. На различных форумах умельцы предлагают схемы своих устройств для десульфатации аккумулятора с использованием импульсного тока с высокой амплитудой. В результате такого воздействия возбуждаются электроны на поверхности пластины, и с неё сбивается осадок сульфата свинца. Для рядового автолюбителя такой метод десульфатации автомобильного аккумулятора может оказаться сложным, поскольку нужно иметь хотя бы элементарные знания в области электротехники.
К тому же, по отзывам самих же авторов этого метода, он не всегда приводит к положительному результату. Были случаи, когда в результате проведенных мероприятий ёмкость АКБ не только не увеличивалась, но ещё и снижалась. Это объясняется тем, что при воздействии импульсным током разрушается не только сульфат свинца, но и активная масса самих пластин.
Поэтому нашим читателям без соответствующего опыта такой метод десульфатации аккумулятора мы рекомендовать не можем. Какие ещё есть варианты?
Большинству владельцев батарей подойдет метод десульфатации автомобильного аккумулятора посредством многократной зарядки. Это безопасный способ, который не требует специальных навыков. Вам потребуется только зарядного устройства, ареометр и наличие большого количества времени.
Для начала измерьте плотность электролита во всех банках, чтобы потом сравнить значения после проведения десульфатации аккумулятора. Нужно подключить «крокодилы» зарядного устройства к выводам аккумулятора соответствующей полярности. Как определить полярность аккумулятора автомобиля, вы можете прочитать в статье по указанной ссылке. Устанавливаем ток на значение, составляющее 0,04 от номинальной ёмкости батареи. То есть, для распространенных моделей ёмкостью 60 А-ч это составит 2,4 ампера. Напряжение устанавливается 14 вольт. В таком режиме зарядка ведется 8 часов. Затем делается пауза на 12─14 часов.
Перерыв необходим для того, чтобы прошла компенсация потенциала на поверхности пластин и внутри активной массы. В этот момент электролит большей плотности проходит между пластинами и выравнивается концентрация. Затем после перерыва снова следует цикл зарядки. И так 3─5 раз. После этого измеряете плотность электролита. Она должна вырасти, а сульфатация пластин уменьшится.
Есть еще одна методика десульфатации автомобильного аккумулятора, которая занимает еще больше времени, но в ряде случаев может помочь. В этом случае аккумулятор заряжается стандартным способом, из него сливается электролит и заливается дистиллированная вода. Подключаете зарядное устройство к аккумулятору и выставляете напряжение 14 вольт. Наблюдаете за процессом и, если идет сильное газовыделение, то напряжение снижаете. Нужно добиться такого состояния, при котором выделение газов идет, но незначительное.
Далее аккумулятор оставляется на зарядке 10─14 дней. После этого проверяете плотность. Дистиллированная вода за счет растворения сульфата свинца должна была превратиться в электролит небольшой концентрации. Его сливаете и снова заливаете дистиллированную воду. Оставляете аккумулятор еще на 10─14 дней. Снова измеряете концентрацию. Если она изменилась незначительно, то процесс десульфатации аккумулятора прекращаете. После этого заливаете электролит и заряжаете аккумулятор по стандартной методике.
Стоит сказать, что сульфатацию проще предотвратить, чем потом заниматься десульфатацией. Что же для этого нужно?
Вернуться к содержанию
Как уменьшить сульфатацию?
Сразу стоит сказать, что избежать сульфатации невозможно. Это естественный процесс, протекающий в свинцово-кислотной аккумуляторной батарее. По статистике около 70 процентов аккумуляторов заканчивают срок службы в результате сульфатации и потери ёмкости. Но сульфатацию можно свести к минимуму, если соблюдать следующие правила:
- Не храните аккумулятор в разряженном состоянии;
- Регулярно контролируйте уровень электролита. Не допускайте эксплуатации аккумулятора с оголенными пластинами;
- Не допускайте эксплуатации батареи при температурах выше 50 градусов Цельсия;
- Периодически (а после зарядки всегда) проверяйте плотность электролита, если это позволяет конструкция. В необслуживаемых автомобильных аккумуляторах этого сделать не получиться;
- Старайтесь не держать автомобиль в простое длительное время. А если это невозможно, то снимите АКБ, зарядите и храните отдельно;
- Регулярно проводите контрольно-тренировочный цикл для аккумулятора.
Аккумулятор, как и любое другое техническое устройство, требует периодического осмотра и профилактики. Если выполнять все требования по эксплуатации, срок службы АКБ можно довести до 6─7 лет вместо стандартных двух-трёх.
Вернуться к содержанию
Опрос
Если статья оказалась для вас полезной, распространите ссылку на неё в социальных сетях. Это поможет развитию сайта. Исправления и дополнения к материалу, а также ваше мнение о десульфатации свинцово-кислотного аккумулятора, оставляйте в комментариях ниже. Голосуйте в опросе и оценивайте статью.
Вернуться к содержанию
Я пробовал делать, но улучшение совсем небольшое. По разрядке до сульфатации мерил ёмкость — 40А-ч из номинала 60. А после десульфатации стала 45 А-ч. Но хоть что-то.
Статья полезная. И под осень своевременная. Давно есть зарядники (ЗУ то есть зарядные устройства) с режимом десульфутации, Например Кедр Авто 5 и Кедр Авто 10, кстати не дорогие. Это я к тому, что огороды городить с реле поворота не нужно. Хотя, могёт быть, в режиме реле поворота создается большее количество импульсов. В Кедре там всё просто как 3 рубля: 45 секунд заряд, 15 секунд пауза, то есть разряд, если в цепь подключена нагрузка. Не скажу за то, что востанавливает «Убой» сульфатации полностью, или там % 90 емкости (ну не электрик я, — рядовой инженер металлург, знакомый с электролизом), но штатный 66 А/ч «Тюменский Медведь» работает 4 год. Это при эксплуатации на Газ 3110 в городском режиме с ночёвками на улице при — 30 градусов. До покупки Кедра и его использования (сутки в месяц) на режиме подзарядки Они «Медведи» более 2лет не работали. Так что дело хорошее.
Дилетанты
на моей спектре аккумулятор работает 11 год. Заряжаю пускозарядным устройством на 4 амперах осенью и весной до нужной плотности.Машина 2006 года.
а после промывки дистиллированной водой, какой плотности заливать электролит?
если залить 1.28 то по идее сразу после заливки аккумулятор будет заряжен на 100%?
После заливки электролита необходимо дать аккумулятору время отстоятся, около 2 часов. Возможно небольшое поднятие температуры. Плотность электролита упадет на 2-4 пункта. Аккумулятор необходимо заряжать. Метод промывки не рекомендую, велика вероятность замыкания пластин.
читал в СССР книге — в результате исследования влияния различных добавок(присадок) к электролиту авто акк.,на коррозию пластин(исследовался один из типов коррозии свинца, вносящий весомый вклад в их разрушение), было установлено что дело это не простое, из всех 20 опробованных добавок к электролиту новых купленных авто акков, улучшение обеспечила только добавка 0,1% сульфата кобальта(где его брать? — на али экспресс видимо…), это в разы продлевает срок службы аккумулятора, что выяснили в тесте- при многодневной(месяц) непрерывной бурлящей перезарядки новых свинцовых аккумуляторов в режиме продолжения после достижения полного заряда и непрерывного «кипения», электролит при этом отслеживали добавляя необходимую дистилировку по мере расхода и т.д.
В итоге рассыпались свинцовые пластины всех новых аккумуляторов, и те пришли в негодность, кроме экземпляра в электролит которого добавили сульфат кобальта в весовой концентрации 0.1% тоесть 1мг порошка на 999мг 30% водно-растворенной серной кислоты. Как оказалось — большинство примесей в электролите вредны, в разы ускоряя разрушение свинцовых пластин, вредны даже примеси из пластмассы корпуса, постепенно выделяющиеся в электролит нового акка, при предпродажном хранении, поэтому рекомендуется после покупки аккумулятора заменить его эл-лит самодельным качественным электролитом, состоящим из 30% «Серной Кислоты ОСЧ» и 70%(весовые проценты-граммы а не миллилитры) дистиллированной воды а лучше бидистиллят или тридистиллят
Промывать аккумулятор плохая мысль! Как и заливать водой и заряжать — все это взбалтывание приведет к замыканию пластин и осыпанию обмазки.
Уже лет двадцать восстанавливаю аккумуляторы следующим образом: отсасываю часть слабого электролита и добавляю концентрат плотностью 1.3(не более) чтобы в итоге вышло 1.25 в банке и заряжаю током 2.5-3А. Каждые два часа проверяю плотность и подмениваю часть электролита дистилированной водой возвращая до 1.25. Обычно вся добавленная кислота забирается обратно. Когда плотность перестанет возрастать — доводим ее до 1.27 и пользуемся АБ.
Восстанавливал так много раз себе (ну рас..дяй я!) и друзьям. Некоторые АБ служат 7-8 лет. Гемморно? Да но за неделю обычно получается.
Спасибо за подробный вариант, но у меня вопрос? Что такое «концентрат плотности», это серной кислоты или готовый шелоч для АБ?