Цель Toyota – аккумулятор bZ4X должен сохранить 90% ёмкости через 10 лет
В ходе широкой пресс-конференции компания Тойота объявила, что её новые электромобили будут иметь значительно более долговечные аккумуляторы. Представители компании объявили, что целевой показатель, установленный для будущей модели Toyota bZ4X и последующих BEV равен 90% ёмкости после 10 лет использования.
Иными словами, новый электромобиль с запасом хода в 500 километров после 10 лет эксплуатации должен иметь запас хода 450 км. Хотя производитель допускает меньшее значение, если владелец превысит стандартный пробег за это время или будет использовать быструю зарядку (на этот счёт никаких пояснений не приводится).
Поставленную цель Toyota можно назвать отличным решением, которая положительно отразится на качестве и эксплуатационных характеристиках электромобилей. Современные модели Toyota BEV (C-HR и IZOA), которые продаются на китайском рынке, имеют показатель 75─80 процентов остаточной ёмкости. Подключаемые гибридные модели Prius первого поколения имеют значение 50─55, а второе поколение 60─65 процентов. По крайней мере, на графике, приводимом компанией, видны именно эти значения.
В компании говорят, что они разработали и применили технологии для HEV и PHEV, которые теперь позволяют вывести остаточную ёмкость после 10 лет использования аккумулятора на более высокий уровень, чем была до сих пор. Для модели Toyota bZ4X, выход которой намечен на ближайшее время, установлен именно этот целевой показатель ─ 90%. По словам представителей компании, это значение является одним из наиболее высоких в мире.
Каким образом в Toyota собираются добиться поставленной цели, они не сообщают. Но существуют разные способы достижения этого.
- Изменение химического состава аккумулятора.
- Активное управление температурой (это позволяет поддерживать аккумуляторные элементы в оптимальном для них состоянии).
- Ограничение производительности (например, запрет быстрой зарядки).
- Добавление некоторой дополнительной ёмкости в качестве буфера, который нивелирует деградацию аккумулятора.
Известно, что специалисты Тойота упорно работают в направлении контроля температуры для каждой отдельной аккумуляторные ячейки. Это важно, поскольку каждый элемент может при динамичном вождении показывать локальное аномальное тепловыделение. Это создает серьёзную нагрузку на аккумулятор в целом. Автопроизводитель проводит анализ явлений, которые происходят внутри аккумулятора. Для этого ставится множество модельных экспериментов. В данной исследовательской работе Тойота удалось выяснить влияние стиля вождения на аккумулятор и механизм этого эффекта.
Специалисты компании обнаружили признаки аномального локального тепловыделения элементов посредством мониторинга тока, напряжения и температуры отдельных ячеек, блоков ячеек и всего аккумулятора. После этого они создали систему контроля для предотвращения аномального тепловыделения. Ими была разработана концепция обеспечения защиты и безопасности вплоть до отдельных участков аккумулятора, даже когда речь идёт о системах BEV. В Toyota планируют и дальше совершенствовать эту концепцию.
В Toyota также делают упор на качестве аккумуляторных элементов в плане отсутствия любых дефектов. Если во время производства в аккумулятор попадёт сторонний металлический элемент, в дальнейшем он может привести к короткому замыканию анода и катода. Это выведет систему из строя.
Специалистам японского автопроизводителя удалось выяснить материал, форму, размер посторонних элементов, которые могут попасть в аккумулятор при производственном процессе. Они установили их влияние на работу аккумуляторов и их срок службы. В Тойота очень внимательно относятся к размеру и форме посторонних предметов, обеспечивая защиту от их попадания или образование внутри аккумуляторов.