Компания Shell собирается построить в Роттердаме крупнейшее предприятие в ЕС по выпуску биотоплива
Одна из крупнейших в мире нефтегазовых и энергетических компаний Royal Dutch Shell plc (Shell) объявила об инвестиционном решение по строительству предприятия, которое будет заниматься выпуском биотоплива. Будущий завод построят на территории Shell Energy and Chemicals Park в Роттердаме (Нидерланды). После выхода на расчетную мощность предприятие будет выпускать 820 тысяч тонн биотоплива. Это будет крупнейший в Европе завод по производству возобновляемого дизельного топлива и чистого авиационного топлива (SAF) из отходов.
Новый производственный объект поможет Нидерландам и Евросоюзу достичь международных обязательных целей по сокращению выбросов. Это также поможет реализовать планы Shell. Они заключаются в том, что компания к 2050 году должна стать энергетическим бизнесом с нулевыми выбросами. Это будет соответствовать климатическим целям, прописанным в Парижском соглашении.
Как сообщается, для производства топлива будут использоваться передовые технологии. В частности будет применяться методика улавливания выбросов углерода в процессе производства и хранения их в пустом газовом месторождении под Северным морем. Это хранилище возводится в рамках проекта транспортного узла и морского хранилища CO2 в порту Роттердам (PORTHOS ─ Port of Rotterdam CO2 Transport Hub and Offshore Storage). Окончательное решение по инвестициям в PORTHOS будет принято в 2022 году.
Как говорит директор по переработке сырья в Shell Хьюберт Виджевено (Huibert Vigeveno), сегодняшнее заявление о строительстве нового предприятия является одним из ключевых шагов компании по перепрофилированию одного из крупнейших нефтеперерабатывающих заводов в передовой энергетический и химический парк. Он будет осуществлять поставки низкоуглеродных продуктов клиентам.
Стратегия перепрофилирования НПЗ
В Shell принята стратегия под названием Powering Progress, в рамках которой компания перепрофилирует свои нефтеперерабатывающие предприятия. Из 14 заводов, которые насчитывались в октябре 2020 года, должны получиться пять энергетических и химических парков. К 2030 году Shell планирует сократить производство ископаемых видов топлива на 55%. Вместо этого на мощностях компании будет выпускаться больше низкоуглеродных видов топлива. Это водород, а также биотопливо для автомобилей и авиации.
Energy and Chemicals Park Rotterdam является вторым по счёту таким парком после Energy and Chemicals Park Rheinland в Германии, который был построен в июле 2021 года. Предприятие в Роттердаме начнёт работать в 2024 году. На нём будут выпускать возобновляемое дизельное топливо из животного жира, отработанного кулинарного масла (UCO), а также прочих сельскохозяйственных и промышленных остаточных продуктов. Для этого планируется использовать технологии Shell собственной разработки.
Сначала будет использоваться рапсовое растительное масло, в дальнейшем ассортимент сертифицированных масел в качестве исходного сырья будет расширяться. Заявлено, что на заводе не будут использовать в качестве сырья пальмовое масло первого отжима. Ожидается, что экологически чистое авиационное топливо (SAF) будет составлять больше половины вырабатываемого продукта на предприятии (около 820 тысяч тонн). Оставшаяся мощность будут направлена на выработку возобновляемого дизельного топлива. В дальнейшем Shell может скорректировать это соотношение в зависимости от требований клиентов.
Согласно планам компании, низкоуглеродное топливо с будущего предприятия позволит удовлетворить растущий спрос в нём со стороны транспортного сектора. Особенно в этом нуждаются такие сегменты экономики, которые трудно обезуглеродить (тяжелый автомобильный транспорт и авиация). В настоящий момент на долю SAF приходится примерно 0,1% от всего производства мирового авиационного топлива. Инвестиции Shell позволят нарастить производство SAF и сократить выбросы углерода от авиационного сектора.
Президент и директор Shell в Нидерландах Марьян ван Лун (Marjan van Loon) отмечает, что компания уже некоторое время находится на пути построения будущего с низким уровнем выбросов углерода. Проект Energy and Chemicals Park Rotterdam отнимет сотни миллионов $ инвестиций ежегодно на период его строительства. Но в будущем он поможет поддерживать конкурентоспособность компании на долгие годы вперёд и создаст сотни квалифицированных рабочих мест, считает он.
Объединение с родственными проектами
Здесь речь идёт о том, что строительство энергетического химического парка будет также дополняться планами Shell по строительству водородного электролизера мощностью 200 МВт в порту Роттердама. И ещё один запланированный проект по улавливанию и захоронению углерода здесь же – это PORTHOS CCS.
Когда будет построен PORTHOS, появится возможность транспортировать и хранить CO2, улавливаемый различными компаниями, включая Shell. После завершения с 2024 года этот проект будет иметь возможность улавливать до 2,5 миллионов тонн CO2 ежегодно. Для Нидерландов это означает существенный вклад в реализацию своих климатических амбиций.
Со своими партнёрами компания Shell также работает над созданием экологически чистого водородного хаба в порту Роттердама. Shell и Eneco совместно выиграли тендер на морской ветроэнергетический проект в Северном море ещё в июле 2020 года. Он называется Hollandse Kust Noord и имеет проектную мощность 759 МВт. Возобновляемая энергия с этого проекта может быть использована для производства зелёного водорода на электролизере мощностью 200 Мб, которые компания Shell планирует запустить в 2023 году. Он сможет выпускать примерно 50─60 тонн водорода ежедневно.