В Стокгольме проводятся испытания навигационного маркера на метаноле
Стокгольмский порт Норвик (Stockholm Norvik Port) испытывает интеллектуальный навигационный маркер, работающий на метаноле. На фарватере, который ведёт в порт Стокгольм, испытывают наземной навигационный маркер с подсветкой экрана, оборудованный топливным элементом на метаноле (MFC).
Испытание топливных элементов является частью пилотного проекта в рамках общеевропейского проекта EU Intelligent Sea. В этом проекте порт Стокгольма принимает участие вместе с финским портом Наантали (Port of Naantali Finland) и поставщиком морских услуг Arctia Oy. Целью исследования является повышение безопасности и эффективности судоходных форватеров.
Arctia Oy поставили все четыре цифровых интеллектуальных навигационных маркера с подсветкой экрана, за которые отвечает стокгольмский порт Норвик. Маркеры подключены к интернету посредством мобильной сети. Все они контролируются и управляются удалённо.
Как сказал председатель правления стокгольмского порта Фредрик Линдстол (Fredrik Lindstal), благодаря финансовой поддержке ЕС и современных технологий от партнеров, у них есть оптимальное решение для безопасного судоходства, работающее на экологическом топливе.
В центре внимания пилотного проекта находятся дисплеи с подсветкой, которые получают питание от аккумуляторных батарей, подключенных к фотоэлементам. Вырабатываемой этими фотоэлементами электроэнергии достаточно для питания интеллектуальных навигационных маркеров в течение года на территории большей части Европы.
Однако в странах Северной Европы более тёмный зимний период. Поэтому здесь в рамках пилотного проекта испытываются маркеры с топливными элементами на метаноле (MFC). Они необходимы в те периоды, когда фотоэлементы не вырабатывают достаточно энергии. То есть, в летнее время фотоэлементы солнечных батарей обеспечивают маркер необходимым питанием, а зимой необходимую дополнительную мощность покрывает топливный элемент на метаноле.
Как говорит морской координатор стокгольмского порта Йонас Андерссон (Jonas Andersson), топливные элементы на метаноле позволяют значительно нарастить выработку энергии дополнительно к той, что дают солнечные панели. Это даёт возможности применения дополнительного оборудования (камеры, метеостанции, сетевое соединение 5G).
Топливные элементы на метаноле небольшого размера появились на рынке несколько лет назад. Они используются в качестве резервного питания в сфере телекоммуникационных систем, метеорологических станций и другого оборудования в удаленных местах. Кроме того, их применяют в частном секторе для обеспечения энергией передвижных домов и лодок.
В морском деле такие топливные элементы не получили широкого распространения из-за коррозионного действия солей из морской воды. Чтобы снизить это негативное воздействие, Arctia Oy разработали систему вентиляции с фильтром. Сейчас она проходит испытание в составе навигационного маркера в стокгольмском порту Норвик.
Вышеупомянутый проект EU Intelligent Sea рассчитан на период с 2018 по 2022 гг. Финансирование осуществляется за счёт гранта ЕС из программы Connecting Europe Facility.