Какие компании сейчас делят рынок аккумуляторов для электромобилей?
Недавно интересный материал вышел на сайте Evannex. Это компания которая занимается производством и продажей аксессуаров Tesla для вторичного рынка. Автор статьи Чарльз Моррис (Charles Morris) пишет, что продажа электромобилей быстро увеличивается, а производство аккумуляторов стало окупаться и приносить хорошую прибыль. Однако сырьё и сами аккумуляторы постепенно станут узким местом, которое ограничит рост выпуска и продаж электромобилей.
В статье также указывается, что практически все современные аккумуляторы для электромобилей производятся азиатскими компаниями и производителями в Европе и США потребуется много времени для того, чтобы сократить отставание.
Как показывают данные Adamas Intelligence, в 2020 году на планете было зарегистрировано 3 млн электромобилей. Суммарная ёмкость их аккумуляторов составила 134,5 ГВтч. Это значение на 40% больше, чем по итогам 2019 года. Тенденция к увеличению сохраняется и в нынешнем году. За первые пять месяцев 2021 года общая ёмкость выпущенных аккумуляторов превысила таковую за весь 2018 год. Продаётся всё больше электромобилей и ёмкость аккумуляторов в них увеличивается.
IEEE Spectrum недавно опубликовали список компаний, которые сейчас доминируют на рынке аккумуляторов для электромобилей. В статьи они также поясняют некоторые технические проблемы, которые могут оказать влияние на наращивание производства аккумуляторов в ближайшие годы. Как показывают данные на второе полугодие 2020 года, 87% аккумуляторов, которые используются в легковых электромобилях, выпускают шесть азиатских компаний.
Крупнейшим производителем аккумуляторов для электромобилей является китайская компания Contemporary Amperex Technology (CATL). Она занимается поставкой аккумуляторных элементов для таких компаний, как Volkswagen Group, Tesla, BMW, Volvo, Honda, Stellantis и ряда китайских производителей. С 2016 по 2020 год CATL увеличила производство на 3400% и теперь доля компании на рынке составляет 26%.
На втором месте находится южнокорейский производитель аккумуляторов LG Energy Solution. Они осуществляют поставки аккумуляторных элементов для компаний GM, Tesla, Groupe Renault, Volvo, Stellantis, VW Group. Они также занимают на рынке долю 26%.
На третьем месте с долей 17% находится один из самых давних партнеров компании Tesla – японский концерн Panasonic. Компания также осуществляет поставки аккумуляторных элементов для Toyota.
Далее в списке по порядку идут следующие компании.
- Samsung SDI (Южная Корея, 7%).
- BYD (Китай, 7%).
- SK Innovation (Корея, 4% рынка).
Все остальные компании, входящие в первую десятку, также из Азии.
Безусловным лидером по покупке аккумуляторов является компания Tesla. За второе полугодие 2020 года она использовала аккумуляторных батарей общей ёмкостью 22,5 ГВтч. Затем следуют автопроизводители BYD, Hyundai, Mercedes, Renault, Volkswagen.
Растущий спрос на электромобили оказывает влияние на всю цепочку поставок сырья для аккумуляторов. В цене выросли литий, кобальт, никель, редкоземельные элементы (неодим, празеодим, диспрозий и тербий). В предстоящие 15 лет США нужно будет построить 20─40 новых предприятий по производству аккумуляторов общей мощностью 1 ТВтч. Только в этом случае можно будет удовлетворить прогнозируемый спрос. Директор Аргоннского центра сотрудничества по науке о хранении энергии Венкат Сринивасан (Venkat Srinivasan) говорит, что сейчас в США нехватка материалов для выполнения этих планов. Поэтому на первый план выходит переработка старых аккумуляторов и технологии по замене дефицитных материалов.
Автопроизводители понимают ситуацию и не сидят без дела. Например, концерн General Motors строит предприятия по выпуску аккумуляторных элементов в Огайо и Теннесси общей мощностью 70 ГВт. Это в два раза больше, чем предприятие Tesla Gigafactory в Неваде. Ford планирует к 2030 году построить мощности по производству аккумуляторов на 140 ГВт в Северной Америке и на 240 ГВт по всему миру. Компания работает в партнерстве с SK Innovation.
Различные технические решения смогут облегчить нехватку сырья. Например, сейчас наблюдается тенденция к возвращению литий-железо-фосфатных аккумуляторных элементов (LFP). Они дешевле, чем модели на основе электрохимической системы NCMA (никель, кобальт, магний, алюминий). Илон Маск недавно допустил, что Tesla может вернуться к LFP. Он отметил при этом, что «железа в мире довольно много».
Управляющий директор Adamas Intelligence Райан Кастиллу говорит, что новая тенденция будет заключаться в использовании химических систем с высоким содержанием никеля для тех автомобилей, которые будут иметь высокую производительность или увеличенный запас хода. А LFP, по его мнению, будет использоваться для электромобилей начального уровня.
Ещё одним новшеством может стать конструкция под названием «ячейка-упаковка». В ней модули отсутствует, призматические ячейки располагаются прямо в пакеты. В настоящее время Tesla исследует данную технологию для использования её в структуре своих аккумуляторов.