КНР подает жалобу на Индию в ВТО в связи с субсидиями
Представители Китая подали официальный иск против Индии в ВТО (всемирная торговая организация). Они утверждают, что субсидии Индии в производство аккумуляторных элементов и электромобилей нарушают правила мировой торговли. Это касается реализации индийскими властями программ Production Linked Incentive (PLI) и PM E-Drive.
Схема PM E-Drive, которые ещё называется программой премьер-министра E-Drive, была запущена в 2024 году. По этой программе предоставляются субсидии и налоговые льготы автопроизводителем, а также поставщикам, выпускающим электромобили и их компоненты на территории Индии. Программа охватывает двух и трёхколёсные транспортные средства, а также коммерческие и легковые электромобили.
В 2020 году в Индии была запущена программа Production Linked Incentive (PLI). Согласно ней производителем электромобилей предлагаются дополнительные стимулы в зависимости от объёма их производства на территории Индии. Эти льготы охватывают такие компании, как Ola Electric, Hyundai, Reliance, Tata.
Представители КНР утверждают, что данные методы стимулирования нарушают правила всемирной торговой организации. В частности, положение о национальном режиме. Они отмечают, что данные стимулы выступают в роли импортозамещающих субсидий. Это государственные стимулы, которые побуждают компании использовать компоненты и готовые изделия отечественного производства вместо импорта. Представители Китая говорят, что положение о национальном режиме ВТО запрещает дискриминацию в отношении зарубежных товаров.
Сами стимулы связаны с критериями, по которым формируется внутренняя добавленная стоимость в Индии. Они предписывают определённую степень локализации и долю отечественного производства продукции. Субсидии предоставляются для автомобилей с определённым процентом компонентов, выпускаемых на территории Индии. Представители Китая говорят, что данные субсидии обеспечивают индийским компаниям несправедливое конкурентное преимущество на индийском рынке автомобилей.
Жалоба в ВТО была подана через Министерство торговли Китая. При этом они запросили консультации с Индией. Это первый этап в процессе урегулирования споров по правилам ВТО. Индия теперь получает повышенное внимание к своей промышленной политике в сфере электромобилей. Если ВТО признает их программы нарушающими обязательства этой организации, то им придётся изменить меры субсидирования или вовсе отменить их.
Китай, судя по всему, защищает своё глобальное доминирование в цепочке поставок электромобилей. Они пожаловались на Индию в тот момент, когда правительство этой страны разрабатывает новую схему субсидирования внутреннего «сквозного» производства магнитов с использованием оксида редкоземельных металлов. Не так давно китайские власти ввели строгие ограничения на экспорт тяжелых редкоземельных магнитов из Китая. Кроме того, введён экспортный контроль в отношении цепочки поставок литий-ионных аккумуляторов, а также анодных и катодных материалов.











