Группа исследователей из Мичиганского университета о проблемах литий-металлических аккумуляторов
Исследователи из Мичиганского университета нашли несколько проблем, которые ограничивают технологии, способные удвоить запас хода электромобилей. По их мнению, следующее поколение аккумуляторов для электромобилей будет производиться по литий-металлической твердотельной технологии.
Специалисты исследовательской группы назвали ряд проблем, которые предстоит решить перед запуском будущего поколения аккумуляторных батарей в производство. Причём большинство из этих вопросов должны решаться максимально быстро.
В эту группу входят одни из ведущих исследователей в сфере литий-металлических твердотельных аккумуляторов последнего десятилетия: Джефф Сакамото (Jeff Sakamoto) и Нил Дасгупта (Neil Dasgupta). Оба являются доцентами кафедры машиностроения в Мичиганском университете. Не так давно они опубликовали статью в журнале Joule на тему следующего поколения аккумуляторных батарей для электромобилей. Там обсуждается ряд вопросов, над которыми они работают в тесном сотрудничестве с лидирующими компаниями в сфере автомобилестроения.
Крупнейшие мировые автопроизводители в последние годы делают ставку на электромобили и публикуют планы постепенного отказа от автомобилей с двигателями внутреннего сгорания. Причём эти планы они собираются реализовать уже в ближайшие годы. Пока в электромобилях самыми распространенными аккумуляторными батареями являются литий-ионные.
Современные литий-ионные аккумуляторы уже приблизились к своим пороговым значениям по запасу хода на одной зарядке. Кроме того, к их минусам относится громоздкая и тяжелая система управления аккумуляторной батареей. Если от неё отказаться, то возрастает риск возгорания на борту автомобиля. Исследователи из Мичиганского университета использовали в качестве анода металлический литий и керамику для электролита. В результате им удалось добиться удвоения запаса хода на одной аккумуляторной батареи того же размера, что и литий-ионная. При этом резко снижается вероятность возгорания.
Джефф Сакамото утверждает, что за последние десять лет им удалось добиться огромного прогресса в развитии литий-металлических твердотельных аккумуляторов. Но на пути коммерциализации этой технологии есть ряд проблем.
Проблемы Сакамото называет следующие.
Способы производства керамики, которая является хрупкой. Для литий металлических аккумуляторов требуются листы керамики тонкие, как бумага.
- Компенсируют ли экологические преимущества электромобилей использование энергии для нагрева керамики больше 1093 С (2000 F). Это необходимо для работы батарей.
- Не до конца понятно, как уменьшение объёма и массы системы управления батареями (или её полное удаление) отразится на производительности и долговечности твердотельных АКБ. В случае литий-металлических аккумуляторов такая система не требуется.
- Для нормального функционирования аккумуляторов следующего поколения требуется постоянный контакт металлического лития с керамическим электролитом. Поэтому потребуется дополнительное оборудование для поддержания контакта (приложения давления). Как отразится это оборудование на производительности АКБ?
Джефф Сакамото имеет собственный стартап, темой которого являются литий-металлические твердотельные батареи. Он считает, что за этой технологией будущее, но не следует опережать события.
В группу исследователей литий металлических аккумуляторов, помимо двух вышеназванных доцентов, входят доктор наук Майкл Ван (Michael Wang) и научный сотрудник Эрик Казяк (Eric Kazyak).