Компания GM собирается выпускать аккумуляторы с индивидуальным подходом под конкретные электромобили
Четыре года назад компания General Motors объявила о запуске новой платформы для электромобилей и систему аккумуляторов Ultium. Тогда было заявлено, что это будет общая архитектура и семейство аккумуляторных батарей для всех будущих моделей на электрической тяге. Она должна была быть положена в основу миллионов различных моделей электромобилей с расчётом на долгие годы вперёд. Это делалось для того, чтобы концерн мог выпускать достаточно много аккумуляторов с высокой рентабельностью.
Однако последующее масштабирование этой технологии принесло компании серьёзные сложности. Поэтому теперь General Motors планирует отказаться от марки Ultium. Базовая технология будет сохранена, но подход к разработке и выпуску аккумуляторов компания изменит. Об этом заявил вице-президент GM по аккумуляторным элементам и модулям Курт Келли. Он отметил, что это не просто отказ от названия, но также серьёзные изменения в дорожной карте аккумуляторов для электромобилей GM.
На данный момент основным партнёром General Motors по разработке и выпуску аккумуляторных батарей является корейская компания LG Energy Solution. Келти, в частности, сказал, что автомобильный производитель планирует использовать в своих электромобилях аккумуляторы с различным химическим составом. Кроме того, для конкретных моделей будет варьироваться форм-фактор аккумуляторных элементов. Нынешние аккумуляторные блоки Ultium используются примерно в 10-12 электрических моделях. Например, Chevy Equinox EV и GMC Hummer EV.
Заявлено о планах GM по выпуску литий-железо-фосфатных (LFP), средненикелевых, высоконикелевых катодов. Разработанные аккумуляторные элементы будут использоваться в некоторых моделях. Кроме того, планируется выпуск призматических элементов, которые более просты в сборке. Сейчас аккумуляторные элементы в электромобилях General Motors содержат кобальт, никель, алюминий и марганец. Они выпускаются на совместном предприятии LGES. Теперь компания планирует диверсифицировать поставки и производство. В частности, ведутся переговоры с японской корпорацией TDK Corp о производстве аккумуляторов LFP в США. Там будет использоваться технология, лицензированная у китайской CATL.
Будущее поколения электромобиля Chey Bolt планируется выпускать на платформе Ultium. Однако аккумуляторы в нём будут использоваться с химией LFP. Первоначально эти аккумуляторные элементы будут выпускаться не на территории США. Аккумуляторы типа LFP обходятся в производстве дешевле, чем модели из никель-марганца-кобальта (NMC). Они также имеют лучшие параметры тепловыделения и более длительный срок эксплуатации. Однако LFP являются менее энергоемкими, из-за чего они используются в электромобилях начального уровня. Например, Форд Mustang Mach-E или Тесла Model 3.
Келти отметил, что платформа GM довольно просторная и на ней можно размещать недорогие аккумуляторы LFP в количестве, которое необходимо для обеспечения запаса хода более 560 км. Для реализации своих планов General Motors собирается заказать НИОКР по аккумуляторам в Центре инноваций в области батарейных элементов Wallace в кампусе GM, Уоррен, штат Мичиган. А также и в новом Центре разработки батарейных элементов, о котором было объявлено недавно. Этот новый научный центр будет выпускать достаточно аккумуляторных элементов для ранних прототипов электромобилей, их тестирование и проверки. Новые исследовательский Центр планируют запустить к 2027 году.
Эти два объекта смогут разрабатывать новые аккумуляторы и подготавливать их к серийному производству в течение 18 месяцев. Келти признал, что GM столкнулась с серьёзными сложностями при масштабировании производства аккумуляторных батарей. Но, по его словам, эти сложности уже позади. На данный момент компании удалось увеличить производство аккумуляторных модулей в 10 раз по сравнению с состоянием год назад. Совместное предприятие с LGES в штате Огайо уже близко к производству 100 млн аккумуляторных элементов и достигнет этой цели к концу года. Кроме этого, строится новое предприятие по производству элементов в Индиане совместно с Samsung SDI. Там будут выпускаться призматические аккумуляторы с высоким содержанием никеля.
Предпринимаемые компанией меры должны существенно уменьшить вес аккумуляторов, уменьшить затраты и упростить производство. В 2023 году General Motors заявили, что пока отказываются от цели по продаже 400 тысяч электромобилей к середине нынешнего года. Пока они способны достигнуть результата в 200 тысяч экземпляров к концу этого года. Пересмотр этой стратегии позволяет компании открыть новый этап массового производства и увеличить скорость зарядки электромобилей, а также нарастить запас хода.
Несмотря на все вышеназванные проблемы, среди которых также некорректная работа программного обеспечения, у General Motors неплохо получается продвигаться на рынке электромобилей. Этот год GM может завершить по продажам в США на втором месте после компании Tesla.