Производитель гибридных электрических самолетов Electra получил финансирование от Lockheed Martin
Недавно подразделение корпорации Lockheed Martin – LMV, занимающееся венчурным капиталом, предоставило финансирование в рамках серии A для Electra, Inc. Это позволит ускорить развитие концепта электрического самолета с укороченным взлетом и посадкой (eSTOL) этой компании.
Гибридный электрический самолет Electra eSTOL спроектирован таким образом, чтобы иметь возможность взлетать и приземляться с площадок размером 90 на 30 метров. В нём используется запатентованная технология «распределенной электрической тяги и выдувной подъёмной силы». Специалисты говорят, что это та же технология, которая использовалась от выдувных диффузорах автомобилей Формула-1 эпохи V8. Только в перевёрнутом виде.
Когда эта технология использовалась в гоночных автомобилях, то быстро движущиеся выхлопные газы направлялись в развитый «диффузор» в задней части автомобиля. При этом разница скорости и давления между воздухом над автомобилем и под ним эффективно придавливала транспортное средство к трассе. Это обеспечивало мощное сцепление с дорожным полотном на поворотах. В Electra использовали эту идею наоборот. В результате, им удалось обеспечить создание мощной подъёмной силы за несколько секунд.
В Electra утверждают, что разработанный ими самолёт может нести в два раза большую полезную нагрузку при значительно меньших эксплуатационных расходах, чем летательные аппараты eVTOL с полностью вертикальным взлетом. Кроме того, eSTOL на порядок превосходит их по дальности полёта.
Представители Electra говорят, что заявленные параметры концепта летательного аппарата основываются не на будущих технологиях, а они готовы реализовать заявленную скорость и запас хода уже сегодня. Судя по всему, именно это заявление заставило Lockheed Martin принять решение об инвестировании в Electra.
Вице-президент и генеральный директор LMV, Крис Моран (Chris Moran) сказал, что концепт Electra находится в зрелом состоянии. Lockheed Martin заинтересованы в гибридно-электрических технологиях компании. Такие самолёты могут обеспечить экологические и эксплуатационные преимущества по сравнению с воздушными транспортными средствами на ископаемом топливе. Они позволяют нарастить полезную нагрузку и дальность полёта без усовершенствования аккумуляторов.
В чём «гибридность»?
Концепция Electra eSTOL подразумевает наличие пропеллеров, которые приводятся в движение высокоэффективными электромоторами. Последние получают питание от аккумуляторов на борту. Если в зоне посадки имеется необходимая инфраструктура, то аккумуляторы можно заряжать от обычной электросети. Если же такой возможности нет, то на борту имеется газотурбинный генератор. Его можно раскрутить до большого количества оборотов, при которых будет максимальная тепловая эффективность. От него можно зарядить аккумуляторы и продолжить полёт. Если требуется, то генератор может подзаряжать аккумулятор от самолёта прямо в воздухе. Это значительно увеличивает дальность полёта.
Планируется, что первый экспериментальный прототип eSTOL специалисты Electra завершат к концу нынешнего года. Он сможет перевозить на борту до 9 пассажиров или до 815 кг грузов на расстояние до 500 морских миль (около 926 км). Самолёт будет иметь минимальные требования к инфраструктуре. Он сможет приземляться на крышах в торговых центров, автостоянках, городских магистралях, удалённых взлетно-посадочных полосах. То есть, eSTOL можно будет использовать для городских рейсов и регулярных пассажирских перевозок.
Согласно прогнозам экспертов, к 2040 году рынок мировой городской и региональный рынок воздушных перевозок, на который ориентируется Electra со своими самолётами eSTOL, будет оцениваться от 250 млн до 1 трлн $.