В цепочках поставок запчастей для гибридных авто много рисков и уязвимостей
По производителям автомобилей сильно ударила нехватка компьютерных чипов в мире. Это событие серьёзно отразилось на производстве и поставило под сомнение устойчивость цепочки поставок. При этом в сфере производства гибридных электромобилей пока ещё не до конца ясно, как на их выпуске скажутся перебои в поставках и высокие цены. Чтобы оценить все риски и найти уязвимости в цепочке поставок запчастей для гибридных автомобилей, специалисты ACS Environmental Science & Technology провели тщательный анализ в этом направлении. Общий вывод — гибридные автомобили вдвое больше уязвимы к перебоям в цепочке поставок, чем транспортные средства с двигателями внутреннего сгорания (ДВС).
В период пандемии COVID-19 проявились все слабые места в цепочке поставок продукции для сборки автомобилей. Особенно это коснулось тех отраслей, которые завязаны на электронику. Здесь наблюдалось уменьшение и замедление потоков сырья. В некоторых случаях его поставки даже останавливались. Вместе с тем, стали меняться потребительские ценности, и были ужесточены экологические нормы. Из-за этих мер больше покупателей стали приобретать гибридные автомобили.
В аккумуляторах гибридных транспортных средств есть редкие металлы, стоимость которых непредсказуема и нестабильна. Во многом она зависит от запасов этих металлов в мире. Кроме того, при производстве также используются другие дефицитные элементы и материалы. Всё это сразу выявило уязвимости в цепочке поставок комплектующих для сборки этих автомобилей.
Рэндольф Кирчейн (Randolph Kirchain) и его коллеги из ACS Environmental Science & Technology занялись всесторонним сравнением элементов и материалов, которые входят в состав автомобилей с гибридными (self-charging и plug-in) и обычными двигателями. Им удалось рассчитать узкие места в поставках комплектующих для трёх этих видов транспортных средств.
Исследовательская группа собрала информацию о различных соединениях материалов в более чем 350 тысяч деталей, применяемых при создании 7 разных автомобилей одного производителя с разным уровнем электрификации. Среди них было 4 седана и 3 внедорожника. В результате подсчета у них получилось 76 различных химических элементов, присутствующих в автомобилях, А также ряд некоторых других материалов.
Для расчёта денежной метрики уязвимости поставок специалисты рассматривали вес каждого из компонентов, среднюю стоимость и изменение цен в период 1998─2015 гг. В результате они получили данные, демонстрирующие, что гибриды (self-charging и plug-in) имеют риски в поставках сырья вдвое больше, по сравнению с моделями ДВС. Это равносильно тому, что стоимость парка из миллиона гибридных седанов и внедорожников увеличивается на миллиард по сравнению с таким же количеством обычных моделей.
Данные исследования говорят о том, что наибольший вклад в увеличение финансовых рисков и рисков поставок вносит элементы, связанные с аккумуляторами. Речь идет о таких материалах, никель, графит, кобальт, неодим. При этом также отмечается, что произошли изменения в трансмиссии и выхлопной системе гибридных моделей. Благодаря ним снизилась зависимость от поставок таких элементов, как алюминий и палладий.
Исследовательская группа сделала предположение, что по мере наращивания объемов производства электромобилей, риски поставок и затрат на сырье можно будет снизить в результате долгосрочных контрактов с поставщиками. Кроме того, постепенно можно будет заменить одни материалы другими.