Порядок и особенности восстановления гелевого аккумулятора
Гелевые аккумуляторы на сегодняшний день уже довольно широко распространены в бытовой технике. Чаще всего их можно встретить в источниках бесперебойного питания (ИБП), скутерах, радиоприёмниках, различных портативных устройствах. Этот тип аккумуляторов служит 3–4 года, а затем начинаются проблемы с их эксплуатацией из-за сильной потери ёмкости. Гелевые аккумуляторы долго находятся в режиме заряд-ожидание и по этой причине их номинальная ёмкость уменьшается. Ещё одной проблемой является выкипание воды из электролита. Несмотря на то что в них нет электролита в жидком виде, стекловолокно на свинцовых пластинах должно находиться в увлажнённом состоянии. Гелевые АКБ в большинстве своём выполняются необслуживаемыми, но подобраться к банкам реально и не так уж и сложно. Поэтому, если с аккумулятором начались проблемы, то можно попробовать провести его восстановление.
Содержание статьи
В каких случаях восстановление АКБ нецелесообразно
Сразу нужно отметить, что в большинстве случаев вышедшие из строя гелевые аккумуляторы не подлежат восстановлению (вздутие, разрушение пластин и т. п.). В такой ситуации не стоит возиться с ними и проще купить новый.
Признаки того, что гелевый аккумулятор не подлежит восстановлению:
- Вздутие. Вздутие одной или нескольких банок говорит о том, что гель с электролитом отслоился от свинцовых пластин. Эта АКБ уже не подлежит восстановлению и ей прямой путь на свалку. Определить вздутие можно визуально;
- Разрушение пластин. Часто такое происходит в результате длительной эксплуатации бесперебойников в плохо проветриваемом месте. В результате длительного воздействия повышенной температуры содержимое банок разрушается, включая стекловолокно, гелевый электролит и сами пластины. В особо запущенных ситуациях внутри остаётся одна угольная труха. Чтобы выявить данную проблему, потрясите гелевый аккумулятор и прислушайтесь. Если внутри что-то болтается, то батарее место на свалке. Восстанавливать её бесполезно. Можно также посветить и заглянуть внутрь отверстий банок. Если пластины визуально неразличимы, то АКБ отслужила своё.
На фото ниже можно видеть гелевые аккумуляторы не подлежащие восстановлению:
Если же внутренности батареи не разрушились, а произошло высыхание гелевого слоя и потеря ёмкости, то есть шанс восстановить АКБ.
Вернуться к содержанию
Как проводится восстановление аккумуляторной батареи
Теперь непосредственно о том, как восстановить гелевый аккумулятор. В галерее ниже показан порядок действий. Сначала снимается верхняя пластиковая крышка. Затем удаляются резиновые колпачки со всех банок.
Есть также разновидности гелевых аккумуляторов с индивидуальными крышками над каждой банкой. Придётся снимать их все, а затем удалять резиновые колпачки.
После этого с помощью обычного медицинского шприца в каждую из банок добавьте по 2 «кубика» дистиллированной воды. Лучше приобретать в аптеке, поскольку в автомагазинах зачастую продают просто воду из-под крана.
Не стоит заливать много дистиллированной воды. И тем более пластины не должны в ней плавать. Вода требуется для того, чтобы вернуть в нормальное состояние гелевый электролит и восстановить аккумулятор. В процессе эксплуатации дистиллированная вода испаряется и в результате гель высыхает. Лучше залить немного воды 1–2 «кубика» и оставить АКБ на 2–3 часа.
Вода постепенно впитается. Потом дольёте ещё, если потребуется. Достаточно просто, чтобы стекловолокно с гелем было в увлажнённом состоянии. Но в воде ничего плавать не должно. Если в банке бултыхается вода, её нужно откачать тем же шприцем.
После впитывания воды, пойдёт реакция и гелевый аккумулятор оживёт. Вы можете даже зафиксировать увеличение напряжения. После этого нужно установить резиновые колпачки на место и закрепить крышку. Её нужно закрепить либо скотчем, либо посадить на клей. Это важно, поскольку резиновые колпачки работают в роли клапана, выпуская выделяющийся при работе газ. А крышка выполняет роль фиксатора, чтобы колпачки не слетели.
Дальнейшее восстановление подразумевает обычную зарядку аккумулятора. Не забывайте, что напряжение при этом не должно превышать 14,4–14,6 вольта, а ток составляет 0,1 от ёмкости батареи. Если аккумулятор из ИБП, то можете установить его обратно и зарядить в корпусе. Для того просто подключите его в сеть и включите без нагрузки.
Может получиться так, что в процессе зарядки аккумулятор будет очень плохо принимать ток. Если зарядка идёт уже несколько часов, а ток не воспринимается, нужно увеличить напряжение до 20 вольт.
Внимание! При этом вам нужно будет постоянно следить за процессом зарядки, пока не пойдёт ток. Это будет видно по падению напряжения. Важно не пропустить этот момент, иначе гелевый аккумулятор будет испорчен. Скажу больше, превышение тока в несколько раз от допустимого вызовет задымление и выгорание гелевого аккумулятора.
После того как АКБ начнёт принимать ток, установите напряжение около 14 вольт. При этом ток не должен превышать 0,1 от ёмкости батареи. Затем заряжайте в обычном порядке и аккумулятор будет восстановлен.
Вернуться к содержанию
Если батарея сильно потеряла ёмкость
В таком случае нужно провести циклическую зарядку, чтобы «раскочегарить» аккумулятор. Батарея заряжается насколько можно, а затем разряжается. Для этого можно использовать автомобильную лампочку небольшой мощности. Так можно выполнить 3-5 циклов. Следите за тем, чтобы в процессе разрядки напряжение не падало ниже 10,5 Вольта.
Существуют особо тяжёлые случаи, когда гелевый аккумулятор не восстанавливает ёмкость после циклической зарядки. Тогда с большой долей вероятности можно утверждать, что часть свинцовых пластин отвалилась от вывода банки (банок). Восстановить такую АКБ не получиться. Здесь остаётся эксплуатировать его с меньшей ёмкостью или покупать новый.
Вернуться к содержанию
Так, восстанавливать или нет?
Как видите, в некоторых ситуациях гелевый аккумулятор можно восстановить. Однако это можно сделать только в случае простого высыхания гелевого слоя электролита. Можно залить дистиллированной воды и вернуть батарею к жизни.
Но в случае серьёзного повреждения пластин даже в одной из банок, аккумулятор можно выбрасывать. К покупке нового аккумулятора следует готовиться и при нарушении контакта пластин с выводами банок. Если процесс начался, то аккумулятору осталось недолго.
Вернуться к содержанию
Опрос
Если статья оказалась для вас полезной, распространите ссылку на неё в социальных сетях. Это поможет развитию сайта. Исправления и дополнения к материалу, а также ваши отзывы о восстановлении гелевых аккумуляторов, оставляйте в комментариях ниже. Голосуйте в опросе и оценивайте статью.
Вернуться к содержанию
доброго времени суток. Недавно обнаружил на своем гелиевом аккумуляторе свищ в районе угла днища и передней стенки толщиной с цыганскую иголку, от туда еле просачивалась жидкость. Сколько вышло не знаю аккум. 8 месяцев. Свищ запаял, открыл верхние колпачки банки все сухие, гелий какими то сгустками неравномерными по чуть-чуть находился в каждой банке. Заряд держит хорошо. Подскажите пожалуйста надо ли мне доливать д.воду или нет?
Привет! Нет воду заливать не нужно. Дистиллированную воду добавляют только в AGM модели, где волокно пропитано электролитом. Это делают при восстановлении, когда оно высыхает при длительной эксплуатации. А раз у вас гель вытек, то и добавлять надо гель, а не воду. Хотя на практике вряд ли удастся это сделать. Гель в продаже я не видел. Там пластины в рулон свернуты? Они покрыты гелем или нет?
залей кипяток по уровню и замкни выходы +и- на несколько минут после чего смело начинай зарядку током неболие 02ампера
Гель, а не гелий, *****.
Здравствуйте Андрей. К сожалению Аккумулятору пришел конец. Гелевые аккумуляторы ведь тоже нельзя замораживать, храня в холодном гараже.
Да ну? А кругом пишут, что гелевые не боятся температур до -50°С. Это ж какой мороз должен быть в гараже?
После того как вам удалось заставить «исхудавший» аккумулятор заглатывать ток, продолжайте восстанавливать его до полного заряда длительным заряжанием малым током – равным 0,05 от ёмкости батареи.
Привет, всем! У меня аккумулятор Delta CT-1210.1. AGM. Юзал его на мопеде. Периодически подзаряжал, все как положено. Но не так давно передержал его по ходу. С одного бока вздутие. Корпус целый. Напряжение заряженной батареи около 12,5В.
Как думаете, кранты ему?
Итак, имеем гелевый кислотно-свинцовый аккумулятор . После восстановления аккумулятор можно эксплуатировать в штатном режиме.
Основное достоинство таких аккумуляторов — независимость от положения батареи. Методика восстановления герметичных гелевых АКБ.
на практике не всё так просто
Добрый день. 10 лет назад одному человеку подарили лодочный мотор и акк SB 100ah. Все это лежало 10 лет в кладовке. Имеет смысл попробовать заряжать акк, или это однозначно труп?
Надежда умирает последней ! Так что пробовать надо ! Для начала замерь остаточное напряжение на клеммах .
Даже при напряжении 5-6 вольт можно попробовать . В начале может не будет тока зарядки . Прочитай еще раз внимательно статью Алексея . Он подробно здесь описал все действия .Думаю , напряжение можно и не прибавлять до 20 вольт , а посмотреть через 10-12 часов зарядки при 14,2 -14,6 в . Ток должен появиться .
Здраствуйте Игорь , я купил дом и в гараже в яме обнаружыл аккумулятор которому лет 15 было но большой 120А\ч хотел выбросить но знакомый посоветовал сдать его в сервис а вдруг востановят . В результате оказалось что он почти новый зарядился у них на ура как незнаю , от моего ЗУ он не брал заряд вобще, через пару дней перезвонили что он работает . Так как на ВАЗ он большой я его продал на эти деньги купил новый Varta Blue. Не спешыте выбрасывать…..
канешно есть смысыл только воды незабывай дольвать каждых 3 часа и ток заряда немение 9 Ач ивсё поедит и закрутится пропеллер УДАЧИ
Добрый день! Подскажите пожалуйста! Гелевый АКБ ред Энерджи!купил новый, думал старый сдох на мотоцикле, проблема была не в АКБ, а в реле зарядки, в результате за день посадил в ноль! Поставил на зарядку, и случайно подал стартерный ток! АКБ щёлкнул и затих, индикатор погас. Сейчас не берет заряд. Как восстановить? И есть ли шанс?? Жалко АКБ, эксплуатировал 1 день.))) спасибо
Попробуйте подключить паралельно второй, заряженный аккумулятор. И заряжаете оба одновременно, некоторые зарядные автоматически не включаются при подключении к полностью разряженному АКБ
слышал как зделать толчёк АКБ его нужно подключить к сети 220 вольт через две последовательно соединённых ламп накала на 36 вольт ето розшэвелит его через 38 минут ставь на зарядку током 20 Ач
Доброго вечора, мене цікавить наступне питання: у мене акб yuasa ytx7l-bs експлотував на скутері, взимку не зняв його і він всю зиму був в скутері в холодному(неопалювальному) гаражі, тиждень назад зняв акб і кинув на зарядку стрілки навіть не поворушилися, є шанс що його можна востановить? Акб не вздувся і начебто нічого не шарудить в ньому!
Завчасно дякую!
День добрый . Хотел вот что узнать. Гелевый акб баннер 592 01 92А. Умер, попросили зарядить и туда залили воды дистиллированной зарядили и лишнюю воду откачали. Ему таким образом могли нанести вред?
Каким боком эта бредятина относится к гелевым аккумуляторам, не ровняй AGM и GEL, как и йух с пальцем.
На Хонду Дио в аккумулятор добавил кислоты и стал заводиться с кнопкой
Здравствуйте, у меня аккум от скутера MORATTI PRO Написано нано гель.Он пустой и не держит заряд. Мне стоит добовлять дестиллировонную воду?
Добрый день!
У меня три акб FIAMM 12 вольт 69 а, старые 2005 года
Напряжение сейчас 4-6 вольт.
Можно ли попробовать восстановить?
В памяти ИБП была неправильная константа кривой разряда. Поэтому, когда поставил новые AGM батареи на 12 Ач, они пожили полгода, но потом ИБП их полностью разрядил (что-то около 0,6 В) и сказал, что батареи мёртвые. Подключил автоматический зарядник, поставил ток максимума до 6А. Батарея начала заряжаться током 1 А. Пошёл спать. Просыпаюсь, ток вырос до 3 А, батарея кипит. Почему автоматический зарядник не справился (обычно он отключает ток при росте напряжения)? Батарее хана?
Как кипит? Стекловолокно получается отслоилось?
Не читайте эту бредятину. Человек ни че не понимает в аккумах. Те што на фото это не гелиевые а AGM . Разные вещи
Во-первых,AGM -(Absorbent glass mat),технология изготовления аккумуляторов,использующее стекловолокно,пропитанное жидким электролитом,что позволяет также эксплуатировать его в любом положении.Не надо путать его с гелевыми! Из числа комментирующих,мне не понятно,зачем вы ставите гелевые аккумуляторы на мото-технику??Аккумуляторы,кот.не любят перезарядку и нестабильное напряжение бортовой сети!Ставьте кислотники,и будет вам длительный срок эксплуатации…Но при этом,не забывая элементарной эксплуатации аккумуляторов!
Здравствуйте! У меня гел акум 100 ам.Стоял на солнечной панеле и заряжал через контролер.Через 2 года перестал держать зарядку:чут-чуть поработает на инвертор и здох,контролер заряжает до полного за 5 минут Что можно сделать для восстановления?
День добрый. Если он потерял ёмкость от пройденного числа циклов заряд-разряд, то уже ничего не сделать. А если он просто стоял долго в разряженном виде, то внутрь капнуть дистил воды и сделать медленный заряд в режиме восстановления. На некоторых ЗУ такой есть. Там немного заряжает, отключается и так далее.
Добрый день! Подскажи е, пожалуйста, АКБ Tian Tong 6-dzf-20, снял крышку и колпачки, чтоб долить дисцилированную воду, в середине обнаружил красного цвета прокладку с тремя отверстиями, пластин не видно, получиться долить, если лить просто в адаптер?
Попробуйте из шприца иголкой между этих отверстий лить.
А воду два куба позаливал в отсеки и на три часа оставить подождать,колпачки закрывать при этом???
Закрой, конечно. Потом ведь заряжать разряжать ещё надо.
Здравствуйте. Батарейка от электроскутера пролежала год без действия. Можно ли восстановить подобным способом? Благодарю.
Гена, попробуйте сначала зарядником, в котором есть режим восстановления из глубокого разряда. В принципе перед этим можно в банки капнуть немного дист воды