Электротранспорт: история, виды, инфраструктура и перспективы развития
Электротранспорт представляет собой разновидность транспортного средства (ТС), которое использует в качестве движущей силы электрическую энергию. В их приводе применяются тяговые электромоторы. По сравнению с ТС, имеющими двигатель внутреннего сгорания (ДВС), электротранспорт имеет плюсы в виде экологичности и более высокой производительности. Существуют самые разные виды транспортных средств на электрической тяге. Личный электротранспорт стал бурно развиваться недавно. А вот общественный транспорт (трамвай, троллейбус, метро, электропоезда) используется человеком продолжительное время. В этой статье мы поговорим об истории и различных видах электротранспорта, инфраструктуры для него, а также рассмотрим перспективы развития.
Содержание статьи
История электротранспорта
Развитие всей индустрии электротранспорта стало возможным благодаря изобретению электродвигателя русским профессором Б. С. Якоби в 1834 году. Через несколько лет Российская академия наук провела испытания этого электродвигателя, которые закончились положительным заключением. В сентябре 1838 года по Неве прошёл электроход с пассажирами.
Это была первая перевозка людей в мире на электрической тяге. Гребное колесо этого судна приводилось в движение от электромотора. Он получал питание от гальванических элементов. Электроход смог развить скорость в 4,3 км/час, имея на борту 14 человек. Испытания электрохода проводились несколько лет, но в итоге были свёрнуты по причине того, что батарея гальванических элементов была непригодна для длительного питания электромотора.
Несколько позднее (с 1874 по 1876 год) инженер Ф. А. Пироцкий занимался экспериментами по передаче электрического тока на расстояние в один километр по железнодорожным рельсам. Для своих опытов он использовал брошенный отрезок сестрорецкой железной дороги. На одну рельсу он подавал плюс, на другой минус. Эксперименты завершились положительно, и в 1876 году Пироцкий запустил на работу электромотор, который находился от источника питания примерно в одном километре. В 1880 году он разработал и испытал трамвай с электромотором, который получал питание от ходовых рельсов, которые выполняли роль проводников.
Идеей Пироцкого воспользовались немцы из электротехнической компании «Сименс и Гальске». В 1881 году они запустили в Берлине первый электрический трамвай.
В России этот вид транспорта появился несколько позднее. Им занимался предприниматель и военный инженер А. Струве. Он запустил в Киеве в 1892 году первый трамвай на электричестве в России. Трамвай для этого выпускало немецкое предприятие Pullman.
Запуску первого трамвая в России предшествовало в 1891 году изобретение системы трёхфазного тока. Открытие сделал русский инженер М.О. Доливо-Добровольский. Благодаря этому передача электричества на расстояние стала значительно проще и дешевле. В 1895 году запускается первая «электрическая железная дорога» в России. Она проходила от Зимнего Дворца в Санкт-Петербурге до Мытнинской набережной.
В 1896 году появляется трамвай в Нижнем Новгороде. Это был совместный проект Гартмана, Подобедова и фирмы «Сименс и Гальске». В 1898 году трамваи появляются в Орле, Курске и Витебске. Специалисты компании «Сименс и Гальске» также построили самую мощную электростанцию в России на территории Раушской набережной в Москве. Это самая старая действующая теплостанция на территории России. Трамвай в Москве был запущен в 1899 году. Электротранспорт получал питание от подстанций, которые были оборудованы одноякорными преобразователями.
Троллейбусы в Москве появились уже в советское время. Первый маршрут был запущен 15 ноября 1933 года, а в Ленинграде в 1936 году. Подстанции с выпрямителями тока для питания электротранспорта, которые появились тогда, были оборудованы трансформаторами и умформерами.
Важным этапом в развитии электротранспорта стало изобретение игнитронов (ртутных выпрямителей) американским инженером Купером-Хьюиттом. Игнитроны находились в стеклянном корпусе и обладали ограниченной мощностью. Впоследствии Белл Шеффер разработал для ртутных выпрямителей вакуумные корпуса из стали, после чего они нашли широкое применение и потеснили вращающиеся преобразователи. Первые выпрямители в стальном корпусе появились на территории США в 1908 году, а в Европе через два года после этого.
В России первые игнитроны были сконструированы и построены на предприятии «Электросила» в 1924 году В. К. Крапивиным. С 1927 года на предприятии начинается серийный выпуск ртутных выпрямителей в металлическом корпусе типа РВ. В дальнейшем проводилось их совершенствование и к 1941 году мощность игнитронов была увеличена до 7 тыс. ампер при напряжении 600 вольт.
Ртутные выпрямители того времени обладали следующими минусами:
- требовалось вспомогательное оборудование;
- серьёзные энергетические потери в электрической дуге;
- нужна сложная система контроля и управления их работой.
Впоследствии вместо ртутных выпрямителей были разработаны полупроводниковые кремниевые модели. В СССР первый кремниевый выпрямитель создали на кафедре Электрического транспорта МЭИ. Это работой руководили Н. А. Загайнов и И. С. Ефремов. Кремниевый выпрямитель был рассчитан на ток 1 тыс. ампер и напряжение 600 вольт. Эксплуатация таких моделей началась 1960 году. Начиная с 1964 года, началось их широкое использование.
Успех кремниевых выпрямителей объясняется наличием плюсов по сравнению со ртутными моделями.
- Высокая надёжность и простота обслуживания.
- Небольшая мощность вспомогательного оборудования.
- Более высокий КПД.
- Простой контроль, управление и автоматизация.
Новое поколение преобразовательные секции выпрямителей серии В-ТПЕД выгодно отличаются как современным дизайном, конструкцией, силовой частью, так и электрическим монтажом, схемными и технологическими решениями систем защиты, диагностики и управления, технологией обслуживания и ремонта, повышенной надёжностью, лучшими массогабаритными показателями и повышенной перегрузочной способностью.
Советский инженер Владимир Веклич в конце 1960 годов предлагает эксплуатировать троллейбусные поезда по так называемой системе многих единиц. В крупных городах Советского Союза получают распространение поезда из двух троллейбусов моделей «ЗиУ-9», «ЗиУ-682», «Шкода 9Тр». Из вагонов «Шкода 9Тр» в городе Риге были сделаны 103 троллейбусных поезда.
В наше время насчитывается несколько сотен городов в мире, которые имеют троллейбусное сообщение. В России таких городов несколько десятков. Троллейбусных в СНГ маршрутов становится всё меньше, но их производство по-прежнему ведётся в РФ, Украине, Белоруссии, Казахстане.
По-прежнему продолжают курсировать трамваи. Хотя здесь можно всё чаще встретить заброшенные маршруты и пути.
Наиболее активно сегодня продолжает развиваться такой вид электротранспорта, как метро. Активное строительство метро началось ещё в советское время. Метрополитен быстро приобрёл популярность благодаря недорогой электроэнергии и способностью справляться с большим пассажиропотоком.
В крупных городах России сегодня метро является основным видом транспорта. А мегаполисы с областью связывает другой вид электротранспорта – электропоезда. В последнее десятилетие серьёзный рывок совершён в строительстве электромобилей. Практически все крупные автопроизводители имеют в своей продуктовой линейке электромобили. Кроме того, уже давно серийно выпускаются автомобили с гибридными двигателями, в состав которых входит ДВС и электромотор.
Движущей силой электромобиля является электромотор. Он получает питание от автономного источника питания. Это аккумуляторные батареи различного типа, о которых будет сказано ниже. В основном именно аккумуляторы и тормозят развитие электромобилей. Технологии АКБ пока не способны дать приемлемый запас хода на одной зарядке и скорость заряда.
К тому же требуется серьёзное обновление инфраструктуры в виде строительства соответствующих зарядных станций. Помимо прочего электромобили пока стоят значительно дороже моделей с ДВС. Однако постепенно проблемы решаются и в течение 5─10 лет ведущие производители собираются расширить предложение электромобилей до трети в своих продуктовых линейках.
Вернуться к содержанию
Виды электротранспорта
В зависимости от назначения электротранспорт можно подразделить на следующие категории.
- Общественный или пассажирский. Например, троллейбус, трамвай, метро, электропоезд.
- Грузовой. Электропоезда, электровозы, грузовые троллейбусы, промышленные вагонетки, электротележки, электропогрузчики, электрокары. Есть даже электрические экскаваторы и краны.
- Персональный. Это самый многочисленный вид электротранспорта, который стал активно развиваться в последние годы. Сюда относятся электроскейты, электроквадроциклы, моноколеса, электромотоциклы, экомобилики (для пожилых людей и инвалидов), электросамокаты, электровелосипеды, гироскутеры, электроскутеры, электромобили.
- Прочие виды. Есть образцы электротранспорта, которые выпускаются мелкими сериями или существуют в виде опытных разработок. В частности, есть электрические подводные лодки, электроходы, гиробусы и так далее.
Подробнее об этих видах электротранспорта будут сказано ниже.
Здесь же стоит также добавить классификацию транспортных средств на электрической тяге в зависимости от энергии, которая используется для выработки электричества.
- Выработка электроэнергии на борту транспортного средства с помощью топливных элементов.
- Получение электричества из так называемых альтернативных источников энергии (солнечные панели, ветер и т. п.).
- Подключение к электростанции через наземные электрические сети. Так работает метро, троллейбус, электропоезд, монорельс, трамвай и тому подобные ТС.
- Электричество поступает на электродвигатель от бортовой аккумуляторной батареи (электробусы, электромобили, электромотоциклы и так далее).
- Питание осуществляется совместно топливным силовым агрегатом и аккумулятором на борту. Такие ТС называют гибридными.
- Электрическая энергия вырабатывается атомным реактором. К примеру, атомная подводная лодка.
Общественный или пассажирский электротранспорт
Давайте, рассмотрим наиболее популярные виды общественного электротранспорта.
Начнём с трамвая. Несмотря на то что трамвай в последнее время стал менее популярным видом городского транспорта, у него достаточно много преимуществ. Как и другие виды электротранспорта, от трамвая нет вредных выбросов в окружающую среду. Стоит также отметить, что безопасность движения находится на высоком уровне. Срок эксплуатации трамвайных вагонов почти в три раза превышает таковой у автобусов. И главным преимуществом трамваи является большая вместимость. Трамвай обладает самой высокой вместимостью из всех видов наземного транспорта.
К минусам следует отнести небольшую скорость, повышенный шум, низкую манёвренность. Ввиду того, что трамвай передвигается по рельсам, требуются большие капитальные затраты для прокладки новых маршрутов и существенные расходы на содержание путей и электрической сети. Можно также отметить недостаточный комфорт для пассажиров.
Троллейбус является более популярным электротранспортом, чем трамвай. Для организации трамвайных маршрутов не требуются такие большие капитальные вложения, как в случае с трамваем. В то же время троллейбус не оказывает вредного влияния на окружающую среду, прост в эксплуатации и экономичен. Шум от троллейбуса примерно соответствует шуму от легкового автомобиля или автобуса с двигателем внутреннего сгорания.
Вместе с тем, троллейбус сохраняет некоторые недостатки трамвая. В частности, это низкая манёвренность, недостаточная комфортабельность и большие расходы на содержание электрической сети.
По-прежнему популярными остаются электропоезда. Этот вид электротранспорта используется для перевозки людей между населёнными пунктами. Основными преимуществами является отсутствие вредных выбросов и большая вместимость.
Метро отличается от электропоездов тем, что питание подводится через рельсы, а не по контактной сети. По вместимости метро практически сопоставимо с электропоездами. Но главным преимуществом является передвижение под землёй. В результате не нагружается дорожная сеть. Метро остаётся основным видом общественного электротранспорта в крупных городах. Сеть подземных тоннелей постоянно расширяется, а инфраструктура совершенствуется.
Вернуться к содержанию
Грузовой
Речь здесь идёт не о грузовиках или тракторах на электрической тяге, а об электротранспорте, который обслуживает нужды определённого промышленного объекта. Этот вид электротранспорта осуществляет технологические перевозки. А именно, транспортировка сырья и топлива в пределах заводского комплекса. Перемещение грузов между прочими видами транспорта. Чаще всего грузовой электротранспорт можно встретить на предприятиях:
- металлургических;
- химических и нефтехимических;
- строительных;
- лесозаготовительных и деревообрабатывающих.
В складской и торговой деятельности широко используются всевозможные погрузчики. Без них сегодня невозможно представить себе движение товаров на складе. Часть подобной техники работает на топливе, но значительная доля погрузчиков работает на электрической тяге.
В отдельную группу можно выделить электрический конвейерный электротранспорт. Он используется, к примеру, на карьерах для транспортировки руды к месту её переработки. Для этого используются рудничные промышленные электровозы. Существуют специально разработанные промышленные электровозы. Они выполняют определённые виды работ в рамках одного предприятия.
Вернуться к содержанию
Персональный
Ниже приводятся основные виды персонального электротранспорта с кратким описанием.
- Электромобиль. Транспортное средство, полностью работающее на электрической тяге. Постепенно они завоёвывают место на рынке, но им пока ещё сложно конкурировать с традиционными транспортными средствами из-за высокой цены. Помимо этого, бум электромобилей тормозится необходимостью создания инфраструктуры заправок и малым запасом хода. Чтобы увеличить последний, нужно совершенствовать конструкцию электромобилей и разрабатывать новые аккумуляторные батареи.
- Электроскутеры, электромопеды и электромотоциклы. Электроскутеры распространяются значительно быстрее, чем электромобили. Они успешно конкурируют с моделями скутеров на топливе. Что касается, электромотоциклов, то они пока не могут похвастать сочетанием большой мощности, скорости и запаса хода.
- Моноколеса и гироскутеры. Большинство моноколес могут развивать скорость до 30 км/ч. Существенным плюсом этих транспортных средств является высокая манёвренность и малый вес. Гироскутер представляет собой площадку для ног и два колеса. Управление гироскутером выполняется посредством переноса центра тяжести человеческого тела. В конструкции предусмотрено два электромотора и аккумулятор. Грузоподъёмность в большинстве случаев ограничена 150 килограммами.
- Электроквадроциклы. Эти транспортные средства можно отнести к категории мотоциклетных. На одной зарядке способны пробегать до 60 км, что совсем неплохо для подобных транспортных средств. Причём четыре колеса позволяют использовать их как на асфальте, так и на просёлочных дорогах, а в некоторых случаях даже на бездорожье. Модели электроквадроциклов для взрослых могут иметь грузоподъёмность до 200 кг.
- Электроскейты. Этот вид электротранспорта используют в основном дети и молодёжь. По своему внешнему виду мало чем отличается от обычного скейта. На доску с обратной стороны устанавливается электродвигатель и аккумуляторная батарея. В продаже можно найти электроскейты для асфальта и просёлочных дорог. Максимальная грузоподъёмность в большинстве случаев составляет 60─70 кг, а скорость доходит до 10 км/час.
- Электросамокат. Существуют детские и взрослые модели. В большинстве случаев они отличаются лишь мощностью электромотора и ёмкостью аккумуляторной батареи. Модели верхнего ценового диапазона имеют амортизацию, дисковые тормозные механизмы, различные регулировки, светотехнику и тому подобное.
- Электровелосипед. Эти транспортные средства также выпускаются для взрослых и детей. Весьма практичное транспортное средство для передвижения по городу. При движении от водителя требуется минимум усилий. В конструкции электровелосипеда предусмотрен электродвигатель, аккумулятор и регулировка скорости. Более дорогие модели предусматривают наличие дополнительного оборудования. Модели электровелосипедов из среднего ценового диапазона могут развивать скорость до 30 км/час и имеют запас хода на электрической тяге до 40 км.
- Экомобилики. Подобные транспортные средства идеально подходят для пожилых людей и инвалидов. Они устойчивы и имеют простое управление. Кроме того, здесь предусмотрены широкие возможности для регулировки сиденья, рулевого управления и т. д.
Вернуться к содержанию
Прочие
Постепенно электротранспорт проникает и в сферу ЖКХ. Это могут быть небольшие коммунальные электромобили и мусоровозы на электричестве.
В некоторых странах полиция использует патрульные автомобили на электрической тяге. Встречаются также электрифицированные пожарные машины и электромобили скорой помощи. Существуют также электрические буксиры тягачи, прогулочные электромобили и другие подобные ТС.
Инфраструктура, стоимость электромобилей, законодательство
Продажи электромобилей в мире постепенно возрастают. Главную скрипку здесь играют европейские страны. Здесь внедряются самые смелые государственные программы по поддержке электрического транспорта. Такие страны, как Нидерланды, Германия и Норвегия планируют постепенно на национальном уровне отказаться от транспортных средств с ДВС. В таких странах, как Китай и Япония наблюдается бурный рост продаж автомобилей и строительство зарядных станций.
Постепенно электромобили в западных странах превращаются из дорогой имиджевой игрушки в практичное транспортное средство. Во многом этому способствует маркетинговая стратегия и реклама в СМИ. Параллельно автопроизводители выпускают гиперкары на электрической тяге. Некоторые образцы не уступают по скорости и динамики суперкарам с ДВС. Это положительно отражается на популяризации электротранспорта. Таким образом, стремительно приближается эпоха электромобилей. Пропагандируется выгода для владельца при эксплуатации электромобиля по сравнению со стандартными транспортными средствами.
В России развитие инфраструктуры для электротранспорта идёт существенно медленнее, а сами электромобили показывают мизерные продажи. В то же время имеется государственная программа по развитии электротранспорта до 2025 года. Среди мер стимуляции предлагаются бесплатные места на парковках для электротранспорта, отсутствие транспортного налога, скидка при оплате услуг на платных дорогах и так далее. Подобные меры должны стимулировать россиян к приобретению электромобилей. Но пока дела с этим идут неважно.
На 2016 год в России насчитывалось около 700 зарегистрированных электромобилей. Тогда же были объявлены планы правительство по увеличению зарядных станций с нескольких сотен до нескольких тысяч. Спустя 2 года дело по-прежнему буксует и электромобили непопулярны у россиян. Основной причиной здесь является высокая стоимость автомобили на электрической тяге. По цене и стоимости содержания электромобили примерно соответствуют немецким автомобилям бизнес-класса. А такие транспортные средства доступны лишь небольшой части населения России. Здесь уже невозможно привлечь в человека выигрышем в долгосрочной перспективе.
Следующим фактором, который тормозит расширение продаж электромобилей в России, является отсутствие инфраструктуры зарядных станций. Даже те, у кого имеются деньги для приобретения электромобиля, не спешат это делать, поскольку у них будут серьёзные проблемы при зарядке транспортного средства вдали от дома. Кроме того, процесс зарядки пока ещё остаётся довольно долгим. И может занять до 8 часов. Поэтому в большинстве случаев владельцы электромобилей ставят их на зарядку вечером, и к утру аккумуляторная батарея готова к работе.
Получается замкнутый круг. У населения России нет денег для приобретения высокотехнологичных электромобилей, а бизнесу нет смысла развивать сеть зарядных станций, поскольку пользователей электрических транспортных средств в стране практически нет. Согласно данным статистики за 2016 год в России было продано чуть больше 80 электромобилей. В развитых странах за тот же период суммарные продажи автомобилей выросли до 650 тысяч в год. По количеству купленных электромобилей лидируют США и Китай.
Из этого можно сделать только один вывод. Пока не будет нормальной покупательной способности населения для приобретения высокотехнологичных электромобилей, инфраструктура для электротранспорта в России развиваться не будет.
Вернуться к содержанию
Аккумуляторы для электротранспорта
Ниже приводится информация по основным видам аккумуляторов, которые используются в электротранспорте.
Свинцово-кислотные
Этот тип аккумуляторных батарей широко применяется в качестве стартерных батарей в автомобилях с ДВС. Что касается электротранспорта, то их можно встретить в электроскутерах, электроквадроциклах, электросамокатах и так далее. В качестве тяговых аккумуляторов в электромобилях свинцово-кислотные модели используются редко. Для этого у них слишком маленькая энергоёмкость. В электромотоциклах, электроскутерах и других мотоциклетных транспортных средствах на электрической тяге в большинстве случаях применяются такие разновидности свинцово-кислотных батарей, как AGM и GEL.
Среди преимуществ свинцово-кислотных АКБ следует отметить высокую токоотдачу, низкую стоимость и простоту обслуживания. К минусам следует отнести низкую удельную энергоёмкость, из-за чего они являются тяжёлыми. Кроме того, по мере разряда у них существенно снижается напряжение, они чувствительны к отрицательным температурам и не любят быстрый заряд. К вышесказанному следует добавить ещё и небольшой срок эксплуатации.
Вернуться к содержанию
Щелочные
Эта группа аккумуляторов в электротранспорте представлена в основном никель-кадмиевыми и никель-металлогидридными батареями.
В большинстве случаев этот тип аккумуляторов применяется в складской погрузочно-разгрузочной технике, а также некоторых видах грузового электротранспорта. Никель-кадмиевые и никель-металлогидридные аккумуляторы также используются для питания различной электроники, бытовой техники и инструмента. Ni-Cd элементы на сегодняшний день считаются устаревшими. Там, где это было возможно, их уже заменили на Ni-MH и литиевые батареи.
Среди плюсов щелочных аккумуляторных батарей можно отметить высокий ток разряда и заряда, длительный срок эксплуатации (до 1 тысячи циклов заряд-разряд), возможность использования при отрицательных температурах (сохраняют ёмкость), устойчивость к жёстким условиям эксплуатации.
К минусам следует отнести низкую энергетическую плотность, эффект памяти и высокую токсичность при производстве и утилизации (справедливо для Ni-Cd), высокий саморазряд и довольно большой вес.
Вернуться к содержанию
Литиевые
Среди аккумуляторов литиевого типа можно выделить следующие разновидности.
- Li-Ion.
- LiCoO2.
- LiMn2O4.
- LiFePO4.
- LiNMC.
- Li-Pol.
Литий-ионные и литий-полимерные аккумуляторы широко распространены в различной потребительской электронике. Они также нашли применение и в электротранспорте. Для некоторых автомобилей серийно выпускаются литиевые аккумуляторные батареи. Благодаря своей высокой энергоёмкости эти АКБ на современном этапе развития электротранспорта подходят для электромобилей. Но всё равно ведутся разработки новых типов аккумуляторов, поскольку у литиевых элементов есть ряд серьёзных недостатков.
Стоит отметить, что это довольно дорогие аккумуляторные батареи. Кроме того, слабым местом является их безопасное использование. Практически все типы литиевых АКБ требуют наличия контроля за процессом заряда и разряда (так называемые платы BMS). Исключением являются аккумуляторы LiMn2O4, имеющие возможность самостоятельной балансировки. Их допускается эксплуатировать без дополнительной защиты.
Обязательно нужно ограничить контакт лития с кислородом воздуха, поскольку это моментально приводит к воспламенению. Следовательно, нужно принимать дополнительные меры по защите подобных аккумуляторов от разгерметизации.
Однако для простых электровелосипедов, электроскутеров и электросамокатов литиевые аккумуляторные батареи подходят идеально. Их применение в электромобилях ограничивает небольшой срок эксплуатации, способность к старению, частичная потеря свойств при отрицательных температурах.
Вернуться к содержанию
Прочие
Разработки аккумуляторов для электротранспорта ведутся в самых разных направлениях. В качестве примера можно привести графеновые аккумуляторы. Некоторое время назад было много шумихи после получения графена. Одним из направлений его использования называли создание аккумуляторных батарей для электромобилей с высокой удельной энергоёмкостью. Однако на сегодняшний день пока так и не налажено серийное производство аккумуляторов подобного типа. Скорее всего, получение аккумуляторных батарей, приемлемых для использования в электромобилях, лишь вопрос времени. Последние образцы автомобилей на электрической тяге уже могут преодолевать расстояние на одной зарядке до 500 километров. А это сопоставимо с автомобилями, имеющими двигатель внутреннего сгорания.
Вернуться к содержанию
Перспективы развития электротранспорта
Научно-техническое развитие не стоит на месте, и специалисты ожидают постепенного развития электротранспорта в России. Честно говоря, в этом есть большие сомнения. По крайней мере, в том, что массовое появление электротранспорта возможно в ближайшее время. Но некоторые эксперты отмечают то, что власти обязались построить достойную инфраструктуру в стране для электромобилей. Несмотря на значительное отставание от Европы и США в этом плане, первые шаги уже сделаны.
Деятельность в развитии индустрии электротранспорта в России началась с международного энергетического форума, который проводился в Москве в 2013 году. Там рассматривались перспективы развития электротранспорта и вопросы, связанные с созданием инфраструктуры зарядных станций. В 2013 году также была запущена составленная до этого программа развития. В ней были определены три основные стадии развития электротранспорта в России.
- Первая стадия. В период с 2013 по 2014 год должна была быть создана технологическая и нормативно-правовая база для последовательного развития электротранспорта. Результатом должны были стать несколько пилотных проектов.
- На второй стадии (с 2014 по 2015 год) планировалось создание инфраструктуры зарядных станций в центральных регионах России. По результатам этой работы должны были подвести первые итоги. В некоторых регионах действительно была создана некоторая сеть зарядных станций. Однако масштаб этой деятельности не соответствует заявленным ранее показателям.
- На третьей стадии (с 2015 до 2020 года) после получения первых результатов должно было осуществляться более масштабное распространение электротранспорта в России. Что касается выводов этой деятельности, то специалисты говорят примерно о 5-летнем отставании от ведущих западных стран и Китая. Но и деятельность по развитию инфраструктуры зарядных станций и популяризации электротранспорта там началась значительно раньше.
Поэтому есть мнение, что страна движется в верном направлении, хотя и медленно. В качестве положительных сдвигов называют разработку серийного электромобиля El Lada. АвтоВАЗ в 2013 году отправил 5 моделей El Lada работать в качестве машин такси в городе Кисловодске. Зарядные станции для пополнения заряда аккумуляторов электрокаров сейчас есть в Москве, Санкт-Петербурге и Ставропольском крае.
В качестве отдельного направления развития электротранспорта рассматривается популяризация электробусов. Именно общественный электротранспорт может стать толчком к развитию соответствующей инфраструктуры в российских городах. Следом за общественным транспортом в планах создание зарядной сети для корпоративных автомобилей, а также общественных зарядных станций для частных автовладельцев.
Были предложения перенять опыт компании Hybricon (Швеция), которая реализовала зарядку электробусов на остановках во время посадки и высадки пассажиров. Кроме того, для зарядки предусмотрены технические остановки, а также простой в автомобильном парке ночью. В то время, когда на остановке нет электробусов, там могут подзаряжаться электромобили частных владельцев.
Развитие электробусов в городах упирается в финансирование со стороны государства. Развитие корпоративной и коммерческой инфраструктуры зарядных станций выглядит существенно проще. За границей пример подаёт известный поисковик Google. Компания реализовала свой проект под названием RechargeIT и сейчас в их автопарке насчитывается несколько десятков автомобилей с гибридными двигателями и электромобилей в чистом виде.
Постепенно увеличивается количество электромобилей в фирмах, занимающихся прокатом. Подобный опыт уже могут испытать жители столицы, где есть сеть зарядных станций и небольшой автопарк электромобилей. Основная проблема заключается в том, что запас хода подобных машин составляет 120─150 км. Причём в зимнее время этот пробег ещё меньше. Зарядка полностью разряженных аккумуляторных батарей электромобиля занимает, как минимум 6 часов. Зато вы можете бесплатно оставлять электромобиль на соответствующих парковках в Москве.
Тем не менее до настоящего бума электротранспорта в нашей стране ещё далеко. Возможно, когда отечественный автопром решит задачу доступного электромобиля, начнётся бурный рост этого сегмента рынка. Проблема также заключается и в отсутствии необходимой сети зарядных станций за исключением нескольких городов. Свои поправки в использовании электротранспорта вносит холодный климат. Специалисты также отмечают на ряд вопросов, которые не решены в экономической, юридической и энергетической плоскости.
Опрос
Если статья оказалась для вас полезной, распространите ссылку на неё в социальных сетях. Это поможет развитию сайта. Исправление и дополнения к статье, а также ваши отзывы об электротранспорте, оставляйте в комментариях ниже.
Вернуться к содержанию
Любая технология с заведомо существенно более низкими показателями,чем существующая,обречена на провал!!!
Что касаемо АКБ-не эффективность полнейшая по всем показателям,в том числе и потребительским,и в не меньшей степени экономической составляющей!!!
Что касаемо топливных элементов,та же история!
Ччтоб получить положительные результаты,необходимо,либо экономит,либо повышать эффективность установок,либо применять более энергоемкое топливо,а лучше все сразу!!!!