AkbInfo.ru
информационный сайт об аккумуляторах
Вконтакте Facebook Twitter Канал Youtube
Сервис подбора стартерных аккумуляторов по марке автомобиля

Newsmaker
16 февраля 2016, Вторник в 18:40:41
12
комментария

Что такое ёмкость автомобильного аккумулятора и какое значение выбирать?

Автомобильный аккумулятор имеет ряд параметров, по которым его можно выбрать для того или иного транспортного средства. И это не только габариты, масса, расположение выводов. Это ещё и электрические характеристики, по которым можно судить о назначении аккумуляторной батареи. Сегодня в магазинах можно встретить аккумуляторы для мотоциклов, легковых автомобилей, грузовиков и спецтехники. Все они различны по своим показателям. Даже для различных классов легковых автомобилей аккумуляторы отличаются по своим электрическим параметрам. Если выбрать неподходящую АКБ, то могут возникнуть проблемы при последующей эксплуатации. Одна из ключевых характеристик аккумуляторной батареи – ёмкость. О ней мы сегодня и поговорим.

 

Основные характеристики аккумулятора

К основным характеристикам автомобильного аккумулятора относятся следующие:

  • Электродвижущая сила;
  • Ток холодной прокрутки;
  • Ёмкость;
  • Масса;
  • Типоразмер;
  • Полярность;
  • Степень заряженности;
  • Срок эксплуатации;
  • Саморазряд;
  • Срок хранения.


Ёмкость автомобильной аккумуляторной батареи является одной из ключевых её характеристик. Для автомобильных аккумуляторов эта величина измеряется в ампер-часах (А-ч). Давайте, подробнее познакомимся с этой характеристикой. Возможно, вам также пригодиться таблица веса аккумуляторов.
Вернуться к содержанию
 

Ёмкость автомобильной аккумуляторной батареи

Как уже было сказано, ёмкость АКБ измеряется в ампер-часах. Это значение обычно содержит наклейка автомобильного аккумулятора вместе с величиной пускового тока. Пример можно видеть ниже.

Обозначение ёмкости аккумуляторной батареи

Обозначение ёмкости аккумуляторной батареи



Что показывает ёмкость, которая указывается на этикетке автомобильного аккумулятора? По ней можно определить величину силы тока, которой происходит равномерный разряд батареи до конечного напряжения (10,8 вольт). Продолжительность стандартных циклов разряда 10 или 20 часов.

Например, значение 72 А-ч показывает, что этот автомобильный аккумулятор сможет на протяжении 20 часов выдавать ток 3,6 ампер. При этом по окончании цикла напряжение на выводах должно составлять не менее 10,8 вольт. Но следует помнить, что этот же аккумулятор не сможет ток 72 ампер в течение 1 часа. При увеличении тока время разряда уменьшается, и это уменьшение выражается степенной зависимостью.

Одним из первых формулу этой зависимости вывел Пейкерт, немецкий учёный. Он вывел следующую формулу:

Cp = Ik * t, где

Cp — ёмкость аккумулятора,

k — коэффициент Пейкерта,

t – время.

Коэффициент Пейкерта, используемый в формуле является постоянной величиной для определённого вида аккумуляторов. Для автомобильных свинцово-кислотных АКБ число Пейкерта лежит в пределах 1,15─1,35. Эта константа определяется по величине номинальной ёмкости АКБ.

В результате была выведена формула для расчёта реальной ёмкости АКБ при произвольном значении разрядного тока:

E =En( In/I){p-1}, где

En — номинальная ёмкость АКБ,

Е – реальная ёмкость аккумулятора,

In номинальное значение разрядного тока, при котором установлена номинальная ёмкость. Ток в цикле 10 или 20 часов. Как правило, это 9 процентов от En.

Ёмкость автомобильного аккумулятора


Все, что было сказано выше, касалось номинальной ёмкости автомобильного аккумулятора. Есть ещё понятие резервной ёмкости. Если номинальное значение определялось в результате разряда маленьким током, то значение резервной показывает, насколько хватит аккумулятора автомобиля при выходе из строя генератора. В качестве тока разряда устанавливается величина 25 ампер. Здесь учитывается обогрев и освещение. В случае разряда таким током резервная ёмкость составляет где-то две трети от номинала. Если её наносят на этикетку автомобильного аккумулятора, то она указывается в минутах.

Номинальная ёмкость аккумулятора определяется рядом технологических и конструктивных характеристик. Очень сильное влияние оказывают и условия эксплуатации автомобильной аккумуляторной батареи. Среди первоочередных характеристик, влияющих на этот параметр, можно назвать состав электролита, количество активной массы, геометрию и толщину свинцовых пластин. Основными технологическими характеристиками, определяющими величину ёмкости, являются состав и пористость активной массы. Кроме того, на разрядную ёмкость, как уже говорилось выше, влияют величина тока разряда и температура электролита.

Эффективность работы автомобильного аккумулятора можно оценить по следующей формуле:

Q = (Ep/Eo) * 100%, где

Ep – ёмкость АКБ, рассчитанная при разряде, А-ч,

Eo – значение, рассчитанное на основе его электрохимических параметров, А-ч.

Как следует из закона Фарадея, чтобы получить ёмкости 1 А-ч, в теории требуется 3,865 грамма Pb, 4,462 грамма PbO2 и 3,659 грамм H2SO4. В сумме получается около 11,986 грамм на 1 А-ч. Но в реальности таких значений добиться невозможно. Полного расходования активных веществ в протекающей химической реакции добиться невозможно. Для реакции с электролитом доступна лишь половина активной массы пластин. Другая половина просто обеспечивает объёмный каркас пластин и механическую прочность электродов.

Ёмкость автомобильного аккумулятора


В реальных условиях эксплуатации получается, что коэффициент использования активной массы положительной пластины около 50 процентов, отрицательной ─ 60 процентов. Не стоит забывать, что электролит ─ это не чистая серная кислота, а её водный раствор (примерно 35 процентов). Поэтому реальный расход материалов значительно больше, а удельная ёмкость ниже теоретического значения.
Вернуться к содержанию
 

Как проверить ёмкость АКБ

Некоторые любознательные владельцы автомобилей интересуются, а как измерить ёмкость автомобильного аккумулятора своими руками. Кто-то хочет сделать это из любопытства, другие хотят проверить соответствие реального значения ёмкости тому, что написано на этикетке. Как же это сделать?

Все довольно просто. Все данные для этого уже были приведены выше. Например, можно проверить ёмкость автомобильной АКБ при проведении контрольно-тренировочного цикла. Для этого собирается следующая схема.

Схема устройства для проведения контрольно-тренировочного цикла аккумулятора

Схема устройства для проведения контрольно-тренировочного цикла аккумулятора



Сопротивление резистора для схемы вычисляется по формуле:

R = U/I, где

Здесь U – напряжение батареи,

I – ток разряда.

Ток разряда выбирается в зависимости от ёмкости автомобильной батареи и цикла разряда (10 или 20 часов). На практике для разряда обычно используют автомобильную лампочку подходящей мощности. Мультиметром можно измерить точную величину проходящего в цепи тока и засекаете время до падения напряжения до 10,8 вольт. Полученное время, умноженное на ток, и будет реальной ёмкостью автомобильной батареи.


Можете также прочитать о том, как проверить аккумулятор телефона и его реальную ёмкость.
Вернуться к содержанию
 

Как выбрать правильную ёмкость аккумулятора для своего автомобиля?

Обычно этот параметр аккумулятора подбирают по объёму двигателя. Ниже приводится таблица зависимости от объёма двигателя транспортного средства.

Ёмкость аккумулятора, А-чТранспортное средствоОбъем двигателя, л
55легковые автомобили1 - 1,6
60легковые автомобили1,3 - 1,9
66легковые автомобили (кроссоверы, внедорожники)1,4 - 2,3
77грузовые автомобили малой грузоподъемности1,6 - 3,2
90грузовые автомобили средней грузоподъемности1,9 - 4,5
140грузовые автомобили3,8 - 10,9
190спецтехника (экскаваторы, бульдозеры)7,2 - 12
200грузовые автомобили (фуры, автопоезда)7,5 - 17
Ёмкость аккумулятора, А-чТранспортное средствоОбъем двигателя, л

Как видите, для легковых автомобилей самыми ходовыми являются автомобильные батареи ёмкостью 50─65 А-ч. Для внедорожников обычно устанавливают батареи ёмкостью 70─90 А-ч. Здесь стоит отметить ряд моментов, когда следует брать АКБ с ёмкостью немного больше:

  • если в бортовой сети автомобиля работает большое количество потребителей (навигация, регистратор, охранная система, телевизор, различные виды обогрева и т. п.);
  • если у вас автомобиль с дизельным двигателем (им для пуска требуется аккумулятор большей мощности).


Небольшой запас выручит в холодное время года. Согласно эмпирической зависимости, начиная от плюс 20 градусов Цельсия, при падении температуры на один градус, ёмкость автомобильного аккумулятора уменьшается на 1 А-ч. Так, что с большей ёмкостью у вас будет небольшой запас прочности в холодное время года.

Но, помните, что слишком высокое значение также «не есть хорошо». Этому есть две причины:

  • Бортовая сеть автомобиля, включая генератор, рассчитаны на определённые характеристики аккумулятора. Поэтому могут полностью не заряжать автомобильную АКБ большей ёмкости. В результате работы в таком режиме аккумулятор потеряет преимущество в виде дополнительной ёмкости;
  • Стартер автомобиля будет работать в более напряжённом ритме. Это скажется на износе щёток и коллектора. Ведь стартер также рассчитывается под определённые параметры (пусковой ток и т. п.).

Рекомендуем также прочитать статью про виды аккумуляторов для автомобилей.
Вернуться к содержанию
 

Опрос

Примите участие в опросе!

Вы проверяли реальную ёмкость своего автомобильного аккумулятора?

Результаты голосования

Загрузка ... Загрузка ...



Если статья оказалась для вас полезной, распространите ссылку на неё в социальных сетях. Это поможет развитию сайта. Исправления и дополнения к материалу, а также ваше мнение об измерении ёмкости автомобильного аккумулятора, оставляйте в комментариях ниже. Голосуйте в опросе и оценивайте статью.
Вернуться к содержанию

Оцените статью!
ОтвратительноПлохоТак себеХорошоЗамечательно (голосов: 31, в среднем: 4,35 из 5)
Загрузка...
Присоединяйтесь к нам в социальных сетях!
  • patrik-egnum 20.03.2016 в 23:22

    Я слышал, что для кальциевых тренировочный цикл лучше не делать. Правда или нет? Имеется в виду чисто кальциевый, а не гибридный.

  • zolomag.ru 02.08.2016 в 01:27

    Для режима пуска двигателя от автомобильного аккумулятора требуется как необходимый запас энергии — достаточная электрическая емкость , так и высокая мощность при разряде.

  • Николай 22.01.2017 в 17:51

    Но, помните, что слишком высокое значение также «не есть хорошо». Этому есть две причины:
    первая причина не объесняна. Что мешает аккумуляторы брать даже малый ток при более высоком напряжении в сети? Возможно внутреннее сопротивление более ёмкой батареи, про это не сказано. Я сам тут тоже пас, тонкостей не знаю, но внятного объяснения нигде не нашёл.
    Второе вообще бред. Стартер сам берёт тот ток который в нём заложен, как он может больше взять? Его можно убить только большим напряжением. Такое ощущение что у кого-то даже школьный курс физики никакой.

    • Стартер берет тот ток, который определяется внутренним сопротивлением АКБ. У более мощной АКБ внутреннее сопротивление меньше, и соответственно стартер получит больший ток, чем при менее мощной батарее, которая была заложена в расчет. Грубо можно видеть по лампочкам — при своем аккумуляторе они при пуске просядут, а при мощном аккумуляторе могут так и гореть под прежним напряжением.

    • Борис 23.10.2017 в 05:06

      Да о чём вообще спор? Мощность АБ определяется ёмкостью и технологией изготовления (стартерные — ток разряда более 100а, тяговые
      — ток до 30-40а). Ток потребляемый стартёром зависит от сопротивления электрических обмоток собственно стартёра и механической нагрузке на валу стартёра. От ёмкости и заряда АБ зависит только время вращения стартёра.

    • Сергей 22.02.2018 в 13:57

      Внутреннее сопротивление у нового автомобильного аккумулятора составляет 0,005 Ом.(«Самоучитель по установке систем защиты автомобиля от угона».Найман В. С., Тихеев В. Ю.) Полное сопротивления стартера в номинальном режиме примерно в 10 раз выше (12В/200A = 0.06 Oм). Так что даже применение «идеальной» АКБ с нулевым внутренним сопротивлением никакой угрозы для стартера не несет.

  • Наталья 17.02.2017 в 14:26

    Добрый день, ни как не могу определить какой же все таки мне нужен аккумулятор на мой авто. У меня Махда СХ7 2007 года, однозначной инфы и интернете не нашла.Какие габариты, какая емкость и пусковой ток, тип европейский или азиатский? Подскажите, а то без машины беда.

    • Sanchila77 18.02.2017 в 09:40

      День добрый. Если не ошибаюсь у вас бензин, 2.3 литра? Подойдёт АКБ
      емкость 60-65 Ач
      пусковой ток 500-700 А.
      Но если много электрооборудования, то плюс 15-20% к этим параметрам.
      Габариты и типоразмер надо смотреть либо в паспорте к машине, либо у старого аккумулятора. Вроде европейский там стоит, но не уверен. Визуально на евро клеммы находятся в углублении, корпус ниже и шире азиатского. Выводы на евро немного большего диаметра.

  • Александр 14.01.2018 в 12:19

    Не пойму почему в таблице емкость АКБ завязана на объем двигателя, разве не генератор отвечает за зарядку?

    • Павел 16.01.2018 в 00:27

      Больший двигатель труднее провернуть, поэтому у них и стартер мощнее и требует большего тока от аккумулятора.

  • Алексей. 13.11.2019 в 05:30

    Что за д… писал статью. Бортовая сеть и потребители рассчитаны на бортовое напряжение 14 вольт , причём здесь ёмкость батарейки!!!! Учите физику, ёмкость выбирается из расчёта падения напряжения на её клеммах , оно должно быть не менее 11 вольт . И только по этой причине изготовитель а/м пишет рекомендуемую емкость, меньше нельзя, выше — любое значение, которое можно установить в гнездо. При меньшей ёмкости в момент начала работы генератора ток заряда может превысит максимум тока диодного моста , что может привести к его выгоранию. Другое дело, производители устанавливают в цепь пуска слабое сечение провода, которое является причиной малого ресурса акб, стартера и генератора. Так что господа — учите матчасть!!!

    • Алексей, первая половина вашего сообщения в норме. Правильно и логично. Умница.
      Алексей, вторая половина вашего сообщения похожа на бред умалишенного. Особенно улыбнуло про «… производители устанавливают в цепь пуска слабое сечение провода … и тд ..»
      Вы вообще эту цепь наблюдали, щупали?
      У Вас , Алексей, автомобиль то имеется? Или имеется только нелепая теория про плохих злых и хитрых производителей …
      Помимо теоретического изучения мат части, Алексей, необходимо еще смотреть глазами, щупать руками и думать своими мозгами …
      Успехов.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *




Вы находитесь: Главная Устройство Ёмкость автомобильного аккумулятора
Подписка
Введите Ваш email
 
Поставьте эту галочку, если хотите отписаться от рассылки.
Внимание! Отправляя email для подписки, вы соглашаетесь с Политикой конфиденциальности.
Рассылка приходит раз в месяц и содержит последние материалы на сайте, которые могут быть вам интересны. Если Вы хотите отписаться от рассылки, то ведите email и поставьте галочку при отправке формы.
© 2015 - 2024 Информационный сайт об аккумуляторах Akbinfo.ru
Копирование материалов разрешено только при установке активной ссылки на наш сайт!!!