Ассоциация EBA отреагировала на запуск программы Евросоюза по декарбонизации газовых рынков
Программа по декарбонизации газовых рынков ЕС была разработана для облегчения доступа к возобновляемым и низкоуглеродным газам на существующих газовых рынках и инфраструктуре. Представители биогазовой промышленности приветствовали установление общеевропейских правил с целью поддержки роста объёмов закачки биометана в газораспределительную сеть после 2025 года. Оптимистичный прогноз состоит в том, что отрасль к 2050 году сможет достичь объема производства биогаза 1700 ТВтч ежегодно.
Ответом на эту концепцию со стороны Европейской биогазовой ассоциации (EBA) стала интеграция положения по созданию основы «права на закачку» в газовые сети для производителей биометана. Однако представители EBA отмечают, что обеспечение закачки биометана требует от сетевых операторов приверженности к увеличению объёмов заканчиваемого возобновляемого газа.
В EBA считают, что сетевые операторы должны гарантировать наличие биометана в распределительной сети. Введение биометана должно быть основано на принципах приоритетного подключения и отправки для децентрализованных производителей. Кроме того, ключевым должно стать снижение затрат децентрализованных производителей на подключение к сети.
Производители биометана должны иметь доступ к тарифным скидкам на закачку RNG. Европейская комиссия в этом отношении сделала предложение, как минимум, 75% скидка в точках входа в систему передачи и распределения. В EBA считают это правильным шагом.
Несмотря на положительную оценку программы, представители метановой промышленности считают, что со стороны правительства до сих пор нет чётких сигналов для стимулирования производства возобновляемого и низкоуглеродного газа. EBA и их партнёры выступают за достижение цели по сокращению выбросов парниковых газов на 20% к 2030 году (на общеевропейском уровне по сравнению с 2018 годом). Эта цель должна стать дополнительным стимулом для развития производства возобновляемого газа.
Представители EBA беспокоятся по поводу путаницы, которая может привести к включению биогаза в юридическое определение «природного газа». В биогазовой промышленности эти два продукта рассматриваются, как разные и в директиве, по их мнению, требуется их чёткое разграничение.
В сообщении EBA отмечается, что будущее развитие газовой инфраструктуры должно адекватно оценивать рост количества точек закачки биометана на местном уровне. Операторы распределительных систем (DSO), которые отвечают за доставку газа потребителям, останутся ключевыми игроками в этой децентрализованной энергетической системе. Это потребует чёткой и надёжной координации между операторами системы передачи, которые управляют сетевой инфраструктурой, и DSO. В EBA поддерживают активное участие DSO в разработке национальных планов развития. Это обеспечит точное отражение потенциала закачки биометана в газораспределительную сеть.
При дальнейшем развитии газовых сетей, считают в EBA, следует учитывать необходимые приспособления для размещения более крупных объемов биометана. Для того чтобы провести усиление газовых сетей, потребуются дополнительные инвестиции. В том числе, средства должны быть выделены на охват сельских районов. Операторы должны были построить интеллектуальные газовые сети и научиться эксплуатировать систему со 100% возобновляемым газом, с различными типами газов и несколькими точками закачки.
Директор EBA – Хармен Деккер (Harmen Dekker) сказал, что принятие программы является позитивным шагом, который обеспечивает равноценный доступ к газовой сети для производителей биогаза. Однако он сказал, что ассоциация призывает к более чётким и последовательным определениям. Кроме того, они за более высокий уровень амбиций с точки зрения действий по сокращению выбросов парниковых газов и объемов потребления возобновляемых газов.