Электромобиль Model 3 SR+ предложен Tesla в версии с аккумулятором LFP
Генеральный директор Tesla Илон Маск (Elon Musk) дал объяснение по поводу варианта Model 3 SR+ начального уровня с аккумулятором LFP (литий-фосфат железа). Эти аккумуляторы сделаны из призматических аккумуляторных элементов, которые поставляет китайская компания CATL. Маск сказал, что спрос на электромобиль Tesla Model 3 SR+ очень высокий. Предлагаемое время доставки заказов уже продлили до января 2022 года. Поэтому компания связалась с некоторыми клиентами, которые забронировали себе автомобиль. Им была предложена версия с LFP аккумулятором, которую могут поставить уже в сентябре.
Это новая версия с аккумулятором LFP пока ещё не указана для онлайн-заказа. Пока есть только модель SR+ с аккумулятором NCA (никель, кобальт, оксид алюминия), в котором используются цилиндрические аккумуляторные элементы 21700 производства Panasonic. Они выпускаются на Tesla Gigafactory в штате Невада.
В компании сказали, что таким образом предлагают получить заказанный электромобиль раньше объявленного срока. К этому вынуждает высокий потребительский спрос и ограниченное предложение. Команда Tesla считает, что кого-то из клиентов вполне может удовлетворить версия Model 3 Standard Range Plus с LFP аккумулятором, обеспечивающим расчётный запас хода около 407 км. При этом предлагается пересчет цены с учетом первоначальной оплаты. То, что компания Tesla предлагает такой вариант, говорит о наличии аккумуляторных элементов LFP в необходимом количестве. Судя по всему, налажены большие объемы поставок этих аккумуляторов на предприятие Tesla во Фремонте (штат Калифорния).
Вызвана ли задержка в поставках Model 3 SR+ именно дефицитом аккумуляторных элементов NCA, пока непонятно. Вполне может быть, что производитель планирует получить большую выгоду при продаже Model 3 SR+, но с аккумуляторами LFP. На ноябрь-декабрь запланирован выход версии Model 3 Long Range и Performance. Невозможно, что на них появится подобное предложение. Кроме того, в Tesla выбрали направление по оснащению электромобилей начального уровня литий-ионными аккумуляторами LFP, не содержащими кобальта.
Разница между LFP и NCA
Отличия между версиями Tesla Model 3 SR+ c LFP и NCA аккумуляторами показаны ниже.
- Запас хода LFP (EPA): 407 км.
- Запас хода NCA (EPA): 423 км.
Разница в 16 км, конечно, несущественна и вряд ли владелец ощутит её при постоянной эксплуатации. При этом аккумуляторы LFP можно заряжать до 100% состояния заряда (SOC). Никаких проблем в виде снижения срока службы из-за этого не будет. В случае с аккумуляторами NCA (которые имеют более высокое напряжение), рекомендуемый уровень зарядки около 90%. То есть, эффективный запас хода составляет 381 км и разница с LFP составит 26 км в пользу последнего. Однако это также вряд ли можно назвать серьезным преимуществом.
С учётом того, что характеристики аккумуляторов LFP для быстрой зарядки смотрятся лучше, чем NCA, выбор такой Model 3 SR+ выглядит вполне разумным. Но LFP имеют меньшую энергоёмкость, чем NCA. Поэтому они будут иметь больший вес и габариты. Из-за более высокой массы электромобиля снизится динамика, возрастет износа покрышек и ухудшится управляемость. Хотя нужно ещё посмотреть будущие обзоры Model 3 SR+ с тем и другим типом аккумуляторов, чтобы сделать в выводы.
Илон Маск сказал, что общее намерение компании заключается в том, чтобы предлагать аналогичные версии моделей с LFP. За этим решением, скорее всего, кроется меньшая затратность этих аккумуляторов и электромобилей, работающих на них.
Версия Tesla Model 3 SR+ с аккумулятором LFP в ЕС и Азии
У компании Тесла есть фабрика Tesla Giga в Шанхае, где выпускаются аккумуляторы LFP для электромобилей, собираемых на продажу в Китае и других странах Азии, а также в Европе. Эти же аккумуляторы используются в недавно выпущенной стандартной версии Tesla Model Y для китайского рынка. Аккумуляторные батареи LFP имеют относительно низкую энергоёмкость, что не позволяет использовать их в модификациях электромобилей Tesla с приставкой Long Range.