Французский консорциум разрабатывает гибридную силовую установку для лёгких самолётов
Аэрокосмические компании Daher, Safran, Collins Aerospace, Ascendance, входящие в консорциум, совместными усилиями запустили исследовательский проект с целью разработки гибридно-электрической силовой установки для лёгких самолётов. Работы нацелены на декарбонизацию авиации. Новый проект получил название TAGINE (Tentative dans l’Aviation Generale d’Introduction de Nouvelles Energies). Он поддерживается Генеральным директоратом гражданской авиации Франции (DGAC) и Национальным исследовательским советом в области гражданской авиации CORAC.
Целью проводимой работы является создание нового силового агрегата для самолётов, имеющих вместимость 6-9 мест. В эту категорию по всему миру попадает примерно 25000 самолётов. Сегмент рассматривается в качестве основного кандидата на ускорение электрификации к 2027 году.
В основу проекта TAGINE был положен гибридно-электрический концепт, и базирующийся на многоцелевом самолете Kodiak компании Daher. Специалисты концерна собираются реализовать архитектуру воздушного винта, чтобы по максимуму увеличить энергоэффективность при минимальных выбросах. Поскольку компания Daher имеет большой опыт в авиастроении, проектирование конструкции, системная интеграции, оптимизации энергопотребления и обеспечения требования безопасности, она возглавляет новый проект. Kodiak будет использоваться в качестве испытательного стенда для разработки.
Компания Safran будет отвечать за разработку силового агрегата нового поколения. В нём электродвигатель будет сочетаться с турбиной. В зависимости от фазы полёта система будет регулировать баланс между тепловым и электрическим приводом с целью снижения шума, расхода топлива и выбросов в атмосферу. Не так давно фирма Safran получила сертификат EASA на свой электрический авиационный двигатель ENGINeUS 100. Опыт, полученный при его разработке, будет способствовать реализации нового проекта.
Специалисты Collins Aerospace будут заниматься аэроакустической оптимизацией и интеграцией системы воздушных винтов. Они разрабатывают собственную электрическую систему управления шагом лопастей, чтобы повысить эффективность и снизить общий вес системы.
Фирма Ascendance будет вносить свой вклад в разработку гибридных систем, перенося опыт разработки собственной гибридной операционной системы (Hybrid Operating System). Она предназначена для управления потоками энергии на борту. С её помощью будут контролироваться энергетические потребности подсистемы от батарей. Кроме того, специалисты компании интегрируют накопители в архитектуру самолёта.
Новый проект рассчитан на два года и является стратегическим шагом на пути к более экологичным полётам. Гибридные системы рассматриваются в качестве основного направления для снижения выброса углеродов в авиации. Они должны позволить максимально эффективно использовать экологически чистые виды авиационного топлива (SAF). Предварительные результаты по экологическим показателям и появиться к концу нынешнего года, а основной объём работы будет представлен на парижском авиасалоне в будущем году.
В ближайшие месяцы работа по проекту будет сосредоточена в основном на разработке нормативных подходов, технико-экономических обоснованиях и комплексной оценке воздействия на окружающую среду.

