Компании Repsol и Talgo займутся разработкой водородной железной дороги на Пиренейском полуострове
Крупная энергетическая компания Repsol S.A. и производитель железнодорожных поездов Talgo S.A. из Испании подписали соглашение о совместной разработке проектов по созданию железнодорожных поездов, работающих на возобновляемых водородных источниках. Соглашение также подразумевает продвижение безэмиссионного железнодорожного транспорта на Пиренейском полуострове.
Repsol S.A. в настоящее время является одним из ведущих производителей возобновляемого водорода в Испании. Компания планирует использовать свою логистическую инфраструктуру для поставок возобновляемого водорода на железнодорожную сеть. Talgo S.A. в настоящий момент уже занимается разработкой проекта по производству водорода поездов. Соглашение между компаниями было подписано 19 июля 2021 года на предприятии Talgo в Лас-Росас (Мадрид).
Repsol S.A. является ведущим производителем и потребителем водорода на Пиренейском полуострове. В собственности компании находится один из крупнейших заводов по производству водорода в Европе. Полученный здесь газ используется в качестве сырья в промышленных центрах Repsol. В планах компании сделать возобновляемый водород стратегической опорой для достижения нулевых выбросов к 2050 году.
Свою стратегию развития Repsol озвучили в ноябре 2020 года. Фирма собирается играть ведущую роль на рынке возобновляемого водорода на Пиренейском полуострове. Они планируют к 2025 году достичь установленной мощности возобновляемого водорода 400 МВт, а к 2030 году ─ 1,2 ГВт.
Talgo Vittal One
Компания Talgo занимается разработкой поездов на водороде. Они считают, что это перспективное направление для обезуглероживания железнодорожных линий. Особенно это касается второстепенных сетей, которые ещё не электрифицированы.
Для этих целей специалисты компании разработали поезд Vittal One. Это модульное решение для создания поездов средней дальности и пригородных, которые работают на водородных топливных элементах. Эта модель является первым поездом, имеющим двойной водородный электрический привод. В ноябре 2022 года Talgo планируют запустить первый поезд, который будет демонстрационным. С его помощью проверят эту концепцию в реальных условиях и рассмотрят возможности её коммерческой эксплуатации.
Соглашение между двумя компаниями обеспечивает возможность комплексного решения для воплощения железных дорог и поездов, работающих на водородных элементах, в реальность. Talgo будет заниматься разработкой, производством и вводом в эксплуатацию поездов, действующих на коротких и средних расстояниях. Repsol предложит свою инфраструктуру производства водорода из возобновляемых источников, а также логистические возможности для снабжения железнодорожной сети водородом.
Это сотрудничество будет способствовать достижению целей, которые были поставлены правительством Испании в дорожной карте по водороду (Hydrogen Roadmap). Она была утверждена в октябре 2020 года. В частности, там приписывается построить к 2030 года две линии коммерческих поездов на возобновляемом водороде.
Водородные топливные элементы
В поезде Vittal One, который работает на возобновляемых источниках водорода, используются электродвигатели, получающие энергию за счёт водородных элементов. Они превращают топливо в электрический ток. Важным преимуществом является то, что этот поезд может передвигаться по неэлектрифицированным путям. Для них не требуется установки контактной сети или каких-то других приспособлений. В результате получается мобильное решение, которое не требует вложений в дополнительные разработки и создание инфраструктуры. Поезда Vittal One также принесут пользу регионам, которые подключены к второстепенным железнодорожным линиям и ещё не были электрифицированы. Все они сразу реализуют декарбонизацию в своих регионах.
Для производства биогаза Repsol будет использовать органические отходы. Эта технология будет работать в их промышленных центрах по производству возобновляемого водорода. Руководство компании объявило о строительстве двух электролизеров мощностью 100 МВт (в Картахене и Петронор). Они будут снабжать производственные комплексы возобновляемым водородом. Энергетическая компания также поддерживает и продвигает крупные экосистемы в цепочке создания водорода. Они хотят построить такую систему, где спрос и предложение регулируются, а технологическое развитие, сотрудничество государства и частного сектора, инвестиции объединяются под одной крышей.
Данная инициатива выводит Испанию на передовые позиции по производству возобновляемых водорода в Южной Европе. В инициативу входит Баскский водородный коридор, который был запущен в феврале 2021 года компанией Petronor-Repsol. Его целью является консолидация интегрированной системы региона вокруг водородной производственно-сбытовой цепочки. Он уже объединил 128 компаний, включая Talgo, Universitat Rovira i Virgili, Hydrogen Valley Catalonia, Repsol, Enagas.
Под эгидой этого проекта объединяется долина Эскомбрерас в Картахене, водородный кластер Кастилья-Ла-Манча (при этом будет построен завод по производству возобновляемого водорода использованием технологии фотоэлектрокатализа). Технологию фотоэлектрокатализа Repsol разрабатывает совместно со своим партнером Enagas. Это позволит промышленному комплексу Пуэртольяно занять лидирующие позиции в этом секторе.