AkbInfo.ru
информационный сайт об аккумуляторах
Вконтакте Facebook Twitter Лента RSS

Обзор российского производства автомобильных аккумуляторов

Производство аккумуляторов в России развивается очень динамично. Специалисты называют аккумуляторное производство одним из лидеров по темпам роста в отечественной промышленности. И это вполне объяснимо. В России, а также странах СНГ идёт постоянное увеличение автомобильного парка, для которого требуются аккумуляторные батареи. Кроме того, в стране развёрнуто достаточно большое количество сборочных заводов иностранных марок. Поэтому много АКБ поставляется на конвейеры для первичной комплектации. Крупные отечественные производители аккумуляторов имеют на заводах оборудование, которое соответствует средним европейским производителям аккумуляторных батарей. Поэтому аккумуляторы, производимые в России, уходят на экспорт. Примерно половина АКБ российского производства поставляются на внутренний рынок, а вторая половина экспортируется.

 

О российской аккумуляторной промышленности

Заводы по производству аккумуляторов для автомобилей в России являются важный составляющей отечественной промышленности. Зачастую производство автомобильных аккумуляторов совмещается с выпуском других видом АКБ. Эти аккумуляторы используются в различных отраслях народного хозяйства, а также для обеспечения функционирования вооружённых сил. Сфера применения аккумуляторов ─ военный и гражданский транспорт, телекоммуникационная и военная техника, бытовая электроника, источники автономного и бесперебойного питания.


Первый аккумуляторный завод в нашей стране был построен в 1897 году. С тех пор аккумуляторная промышленность проделала длинный путь модернизации и совершенствования. Современные российские предприятия имеют высокий уровень производственного и научного потенциала. Благодаря этому они выпускают самые разные типы аккумуляторов. Аккумуляторы, которые предлагают отечественные производители, используются на транспортных средствах и в устройствах связи (сотовые телефоны). Подробнее о видах аккумуляторов можете прочитать в статье по ссылке.
Крупные отечественные производители аккумуляторов уже давно закупили и освоили современные автоматизированные линии. Так, что в продаже сегодня можно встретить АКБ российского производства различного назначения, габаритов и формы.

Помимо непосредственно производства аккумуляторных батарей, российские предприятия разрабатывают современные модели последних. Аккумуляторные заводы также занимаются зарядкой, восстановлением, утилизацией аккумуляторных батарей. Производители аккумуляторов в России выпускают следующие разновидности аккумуляторов:

  • Свинцово-кислотные;
  • серебряно-цинковые;
  • никель-металлогидридные;
  • литиевые;
  • щелочные;
  • кислотные;
  • никель-цинковые.

Материал корпуса аккумуляторов может быть из пластика или карболита. Что касается эксплуатации, то выпускаются обслуживаемые и необслуживаемые АКБ.

Аккумуляторные батареи российского производства по их назначению можно подразделить на следующие группы:

  • Стартерные;
  • Промышленные;
  • АКБ для тепловозов;
  • Тяговые;
  • Аккумуляторы для ИБП (источник бесперебойного питания) и систем аварийного питания;
  • АКБ для телекоммуникационных систем;
  • для энергетических объектов;
  • аккумуляторы для бытовых приборов;
  • для источников сигнализаций и пожарных систем.


Во времена СССР предприятия по выпуску АКБ строились и в республиках, которые теперь стали независимыми государствами. Можно отметить казахстанский завод по выпуску аккумуляторов Барс. Среди российских производителей АКБ можно выделить три крупных компании и 5─7 средних и небольших. Наиболее крупные предприятия по производству автомобильных аккумуляторов следующие:

  • Аккумуляторный завод «Аком», город Жигулевск, 1,4 миллиона единиц АКБ в год;
  • Тюменский аккумуляторный завод, город Тюмень, 1,2 миллиона единиц;
  • Предприятия «Аккумулятор» и «Исток», город Курск, в сумме около миллиона батарей.

По объёму эти предприятия выпускают половину всех аккумуляторов, производимых в России. Давайте рассмотрим некоторые предприятия и выпускаемую ими продукцию подробнее.
Вернуться к содержанию
 

Отечественные аккумуляторные предприятия

ВЗЩА (Великолукский завод щелочных аккумуляторов)

Завод расположен в городе Великие Луки Псковской области. Это предприятие занимается в основном выпуском промышленных батарей. Главными потребителями этих аккумуляторов российского производства являются следующие отрасли:

  • Нефтегазовая и угольная промышленность;
  • Железнодорожный транспорт;
  • Электрический транспорт (погрузчики);
  • Метрополитен;
  • Системы аварийного питания.

На предприятии выпускают два типа аккумуляторов:

  • Свинцово-кислотные;
  • Щелочные.

Продуктовая линейка свинцово-кислотных АКБ представлена следующими моделями:

  • Серия PzS. В рамках серии выпускаются тяговые электроды, которые применяются в складской техники на электрической тяге и в подъемно-транспортном оборудовании;
  • Серия OPzS. Это стационарные батареи с жидким электролитом. Они применяются в системах аварийного питания на энергетических и промышленных предприятиях, а также при буферировании электрической энергии;
  • Серия OPzV. Стационарные герметичные АКБ. Номинальное напряжение моделей 2 Вольта, ёмкость 100─3 тысяч А-ч. Используются в системах аварийного питания, телекоммуникационных системах, сигнализациях, серверах и т. п.


Линейка щелочных аккумуляторов ВЗЩА представлена следующими моделями:

  • Серия KL. В эту линейку входят аккумуляторы, предназначенные для использования электропоездах, электровозах, пассажирских вагонах, системах аварийного энергоснабжения;
  • Серия KM. Эти модели используются в железнодорожных пассажирских вагонах;
  • Серия KH. Аккумуляторы российского производства, применяемые для запуска двигателей внутреннего сгорания дизелей и локомотивов;
  • Серия FL/FH. АКБ используются для напольного электрического транспорта, локомотивов, рудничных электровозов и пассажирских вагонов.

Вернуться к содержанию
 

ВАЗ (Вологодский аккумуляторный завод)

Предприятие находится в Вологде и занимается утилизацией и переработкой всех видов АКБ. Это свинцово-кислотные, литиевые, литий-ионные, батареи для источников бесперебойного питания и так далее. Конечной продукцией предприятия является свинец различных марок:

  • Высококачественный рафинированный свинец марок С1, С;
  • Традиционные марки свинца С2, С3;
  • Сплавы свинца ССуА, ССуС, УС2;
  • Свинцовые сплавы со специальными легирующими добавками марок ССу0, СУ1С, ССу0С.

Вернуться к содержанию
 

АкТех (Аккумуляторные технологии)

Предприятие было создано на базе Свирского аккумуляторного завода в Иркутской области. Этот завод был основан ещё до Великой Отечественной Войны и занимался выпуском различных советских аккумуляторов. Современная компания «Аккумуляторные технологии» специализируется на выпуске российских автомобильных аккумуляторов.
Продуктовая линейка АкТех включает в себя модели, представленные ниже. В основном все серии автомобильных батарей производятся в европейском и азиатском исполнении, а также в модификации для грузовых авто.

 

Зверь

Об автомобильных аккумуляторах Зверь мы писали ранее отдельную статью, которую вы можете прочитать по ссылке выше. Здесь лишь отметим, что АКБ под этим брендом выпускаются по гибридной технологии и предлагаются в различных типоразмерах для легковой и грузовой техники.


 

DuoExtra

Эти аккумуляторы АхТех позиционирует в качестве высокотехнологичного продукта российского производства. АКБ этой серии предназначены для использования на автомобилях класса D, E, F. Первоначально эти модели поставлялись только на экспорт.

Аккумуляторные батареи Duo Extra ТТ были разработаны для эксплуатации на коммерческом транспорте с большим количеством потребителей тока на борту. В частности, это звуковая система бортовой компьютер, навигационная система, системой «старт-стоп» и т. п.

 

АкТех

Аккумуляторы российского производства под маркой АкТех производятся по технологии Ca Plus (гибрид). Производитель заявляет, что эти модели предназначены для использования в холодном и резко-континентальном климате. В 2010 году линейка была обновлена, что выразилось в повышенных стартерных токах и увеличении надёжности работы.

Выпускается модификация в низком корпусе, высота которого составляет 175 миллиметров. Подобные автомобильные батареи были специально модифицированы для моделей авто Хендай и Форд. Также выпускаются модификации для автомобилей азиатского производства.

Есть ещё АКБ АкТех ТТ. Эти автомобильные аккумуляторы разрабатывались как модели повышенной выносливости. Они имеют универсальные полюсные выводы в виде конус-болт.

 

Solo

Гибридные АКБ российского производства с учётом требований европейских стандартов. Батареи хорошо переносят глубокий разряд и надёжно работают при низких температурах. Производитель позиционирует эти модели, как достойное качество по разумной цене. В этой же категории среди зарубежных производителей можно отметить аккумулятор Моратти.

Автомобильные аккумуляторы АкТех Solo также выпускаются в низких корпусах, азиатском исполнении и модификациях ТТ.


 

Орион

Качественные и недорогие АКБ российского производства. Производитель рекомендует использовать эти автомобильные аккумуляторы в умеренном климате без резкой смены температур. Орион – это марка, которая была ещё на предприятии «ВостСибЭлемент» в советские времена. На предприятии под этой маркой выпускались гальванические батарейки. АКБ Орион также выпускаются в исполнении ТТ.

 

VSA

Доступная цена, современные технологии и качество исполнения. Это основные характеристики серии. Эти аккумуляторы российского производства разработаны для продажи на экспорт. Модели VSA технологичны и надёжны. Используется технология Calcium Expanded Metal, что даёт низкий саморазряд и малый расход воды.

Автомобильный аккумулятор VSA

Вернуться к содержанию
 

АИТ (Завод автономных источников тока)

ОАО «Завод АИТ» в прошлом назывался Саратовским заводом щелочных аккумуляторов. Его основали в 1933 году. Это было первое предприятие в СССР, где наладили выпуск никель─кадмиевых АКБ. В 1993 году наступил острый кризис и предприятие прекратило выпуск аккумуляторных батарей для спецтехники. Было принято решение о наладке и запуске серийного производства никель─кадмиевых АКБ общего назначения в соответствии с мировыми стандартами.

Сегодня ОАО «Завод автономных источников тока» выпускает следующие виды аккумуляторов:

  • Батареи для систем автономного энергоснабжения, резервного питания в случае отключения от централизованной электросети;
  • Аккумуляторные батареи российского производства серий НК, KM (KPM), KL (KPL), KGL. Они используются в различных железнодорожных вагонах, электровозах, метрополитене, морских и речных судах, городском и складском электротранспорте, телекоммуникационных системах, объектах нефтегазовой сферы, системах солнечной и ветряной энергетики, источниках бесперебойного питания;
  • Аккумуляторы линейки KH (KPH) используются при запуске ДВС дизелей тепловозов, различной техники, дизель-генераторов. Также они применяются в ИБП, работающих с коротким режимом разряда.

Вернуться к содержанию
 

Курский аккумуляторный завод

Предприятие расположено в городе Курск и входит в состав компании «Русские аккумуляторы». На заводе выпускаются следующие аккумуляторы российского производства:

  • Авиационные свинцовые и серебряно-цинковые;
  • Герметичные никель─кадмиевые и щелочные никель─кадмиевые;
  • Никель─железные;
  • Свинцово-кислотные автоблокировочные, тяговые, стартерные.

Среди выпускаемых предприятием стартерных аккумуляторов можно отметить марки:

  • Selenius;
  • Атом;
  • Дальнобойщик;
  • Исток;
  • КЗА Стандарт и Мото;
  • ПАЗ Стандарт;
  • Пилот и Пилот Мото;
  • Электроисточник Гибрид, Мото, Стандарт.

Вернуться к содержанию
 

Ленинградский аккумуляторный завод «Электротяга»

Предприятие ЗАО «Электротяга» расположено в городе Санкт-Петербурге и занимается выпуском качественных востребованных на рынке аккумуляторов. На предприятии выпускается следующая продукция российского производства:

  • стартерные автомобильные аккумуляторы;
  • АКБ для специальной техники, тяжёлых гусеничных и колёсных агрегатов;
  • Аккумуляторы для железнодорожного транспорта;
  • Батареи для АТС, а также АЭС и ТЭЦ;
  • Модели АКБ погружного типа (глубина погружения до 6 километров).

Вернуться к содержанию
 

ЗАО «АКОМ»

Предприятие было создано в 90-х годах прошлого века на базе советского завода «Энерготехмаш» в городе Жигулевске самарской области. Об автомобильных аккумуляторах Аком  мы писали отдельную статью, которую можно прочесть по ссылке.
Вернуться к содержанию
 

ПАЗ (Подольский аккумуляторный завод)

Предприятие входит в группу «Русские аккумуляторы» вместе с курским и саратовским аккумуляторными заводами. Выпускаемая продукция и марки те же.

Вернуться к содержанию
 

Саратовский аккумуляторный завод («Электроисточник»)

Предприятие входит в группу «Русские аккумуляторы» вместе с курским и подольским аккумуляторными заводами. Выпускаемая продукция и марки те же.
Вернуться к содержанию
 

TUBOR Accumulating Energy

Предприятие находится в городе Бор нижегородской области. Изначально организовывалось, как совместное предприятие с компанией Tudor. Компания известна автомобильными аккумуляторами, выпускаемыми под брендом Титан, о которых мы писали отдельно. Подробнее об аккумуляторах Титан.

Вернуться к содержанию
 

ТАЗ (Тюменский аккумуляторный завод)

Аккумуляторный завод ТАЗ в городе Тюмени выпускает широкую номенклатуру АКБ российского производства, которые используются в различных отраслях народного хозяйства. Ниже приведены основные направления деятельности предприятия:

  • свинцово-кислотные стартерные аккумуляторы для легковых и грузовых автомобилей, специальной техники, мотоциклов, автобусов;
  • Тяговые АКБ для напольных транспортных средств;
  • Аккумуляторные батареи для железнодорожных пассажирских вагонов (110 вольт);
  • АКБ для тепловозов;
  • Стационарные аккумуляторы телекоммуникационных систем, компрессоров, электростанций, различного промышленного оборудования, а также систем аварийного снабжения электричеством;
  • Производство моноблоков из полипропилена для выпуска АКБ;
  • Производство электролита;
  • Оборудование для переработки старых аккумуляторов (весь цикл от разделки до выплавки свинца).

Давайте, подробнее рассмотрим модельный ряд стартерных автомобильных аккумуляторов.

 

Серия «Стандарт»

Эти аккумуляторные батареи российского производства разработаны для недорогих иномарок и отечественных автомобилей, которые имеют стандартный набор опций. Среди особенностей можно отметить следующие:

Аккумуляторы Тюмень Стандарт

  • Привлекательное соотношение цены и качества;
  • Низкий саморазряд;
  • Большая резервная ёмкость;
  • Корпус автомобильного аккумулятора устойчив к морозам и вибрации;
  • Имеется индикатор заряда батареи;
  • Свинцовый сплав для пластин устойчив к коррозии;
  • Удобная ручка и колпачки для клемм.

Для сравнения можете прочитать материал про японский аккумулятор Yuasa.
 

Серия Asia

Эта серия отечественных аккумуляторов тюменского завода предназначена для установки на автомобили азиатских производителей, собираемых в России и за рубежом. Они имеют корпус и клеммы азиатского типоразмера.

Аккумулятор Тюмень Asia

 

Серия Premium

Производитель позиционирует эти автомобильные аккумуляторы, как продукты высшего класса. Они имеют улучшенные эксплуатационные характеристики, низкий саморазряда, высокую надёжность при эксплуатации. Как сообщает производитель, дополнительная пусковая мощность в этих АКБ получена путём наращивания активной массы на электродах.

Аккумулятор Тюмень Premium

Эти АКБ российского производства предназначены для автомобилей с дополнительным электрооборудованием на борту. Устойчивы к глубоким разрядам.

 

Серия «Сибирь»

АКБ серии «Сибирь» имеют повышенные эксплуатационные характеристики и устойчивы к перепадам напряжения в бортовой сети. Производитель рекомендует использовать их на автомобилях с мощными дизельными и бензиновыми моторами, эксплуатируемыми в регионах России с суровым климатом.

Аккумулятор Тюмень серии Сибирь

 

Серия «Тайга»

Батареи российского производства, которые сочетают надёжность, стойкость к морозам и высокий пусковой ток. По словам производителя, он созданы для авто, которые эксплуатируют в малонаселённой местности на крайнем Севере. Подходят для использования на любых отечественных и европейских автомобилях.

Аккумулятор Тюмень серии Тайга

Особенности автомобильных аккумуляторов «Тайга»:

  • Надёжная работа при отрицательных температурах;
  • Повышенная резервная ёмкость;
  • Низкий саморазряд;
  • Увеличенная стойкость электродов к коррозии;
  • При производстве используется технология DSP;
  • Паста для активной массы готовится по уникальной технологии «OXMASTER»;
  • Блоки электродов уплотнены для более высокой устойчивости к вибрации;
  • Центральный газоотвод «Camina»;
  • Индикатор заряда;
  • Корпус устойчивый к низким температурам.

Среди индустриальных аккумуляторных батарей выпускаются группы АКБ следующего назначения:

  • Тяговые;
  • Для тепловозов;
  • Стационарные;
  • Мотоциклетные;
  • Для тяжёлой гусеничной техники;
  • Вагонные аккумуляторные батареи.

Вернуться к содержанию
 

Маркировка российских автомобильных аккумуляторов

Аккумуляторные батареи российского производства производители маркируют в соответствии с ГОСТ 959─2002. Ниже можно посмотреть схему маркировки российских автомобильных аккумуляторов.

Маркировка российских автомобильных аккумуляторов

По ссылке можно прочитать подробнее о маркировке автомобильных аккумуляторов.
Вернуться к содержанию
 

Поддержим отечественного производителя

Аккумуляторная промышленность России за последние 10─15 лет развивалась очень динамично. Во многом это произошло благодаря растущему спросу на автомобильные аккумуляторы. За эти годы старые советские предприятия смогли сменить оборудование на современное, соответствующее европейским стандартам. Кроме того, появилось довольно много совместных предприятий, которые по лицензии выпускают АКБ российского производства.

Благодаря этому уровень качества российских автомобильных аккумуляторов подтянулся до общемирового уровня. Поэтому продукция отечественных производителей успешно конкурирует с импортными аккумуляторами. Отзывы покупателей российских автомобильных батарей совсем не хуже, чем о западной продукции. Так, что это как раз тот, случай, когда поддержать отечественного производителя будет и полезно и приятно. Кстати, вам может быть интересна статья про аккумулятор Westa и АКБ других украинских брендов.


Если вы хотите выразить своё мнение об автомобильных аккумуляторных батареях российского производства, то можете сделать это в комментариях. Примите участие в опросе ниже!
Вернуться к содержанию

Примите участие в опросе!

Вы пользовались российскими автомобильными аккумуляторами?

Результаты голосования

Загрузка ... Загрузка ...


 

Видеоматериалы по теме

Автор статьи
Алексей Прохоров:обратная связь
Оцените статью!
ОтвратительноПлохоТак себеХорошоЗамечательно (голосов: 9, в среднем: 4,67 из 5)
Загрузка...
Поделиться в социальных сетях!
  • Аккумуляторы Исток — это вроде украинские батарейки. Их в Днепроптеровске делают? А в Курске это то же самое? По лицензии чтоль?

  • zaxvatu.net 26.04.2016 в 00:42

    Аккумулятор турецкого производства продемонстрировал прекрасные результаты, правда, тест на приведенную энергию пуска при температуре -29 градусов оказался хуже, чем у ближайших соперников

  • Павел 19.05.2016 в 18:12

    стоял с завода аком на моей ладе, быстро умер и года не прошло. Посоветовали тюменский медведь, поставил и не жалею, четвертый год пошел, работает на ура

  • Вопрос автору статьи. Какие заводы в России выпускают Аккумуляторы для ИБП (источник бесперебойного питания) и систем аварийного питания, которые гелиевые и не обслуживаемые, если вообще в России такие выпускают? В стране очень много ИБП, детские машинки на таких аккумуляторах, рынок огромен, а наши заводы не хотят работать на этот сегмент рынка.

    • Алексей Прохоров 22.05.2016 в 20:56

      Здравствуйте, Олег. Честно говоря, производителей таких АКБ в России я не знаю. Вообще, в ИБП обычно не гелевые используются, а AGM типа. В магазинах под ИБП, аварийки и мототехнику в основном встречаются delta, deka, exide.

      Наши заводы даже не выпускают AGM батареи для авто. У них, видимо, нет соответствующего оборудования. Могу ошибаться, но в их ассортименте я видел только WET с жидким электролитом. Если кто-то знает примеры, то отпишитесь, плиз. О ибп-шных даже речи не идёт.

      На российских предприятиях кроме автомобильных АКБ выпускают только щелочные для погрузчиков, паровозов, вагонов и т.п. А также военного назначения — те же щелочные, серебряно-цинковые и т. п.

      Это, в принципе, и стоимость таких аккумуляторов подтверждает. На agm батареи цены дикие. Это значит, что их все завозят из-за бугра.

    • Завод EXIDE в России выпускает аккумуляторы под маркой ШТАРК:
      «ссылка на внешний ресурс»

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *




Вы находитесь: Автомобильные аккумуляторы российского производства
Подписка
Введите Ваш email
 
Поставьте эту галочку, если хотите отписаться от рассылки.
Рассылка приходит раз в месяц и содержит последние материалы на сайте, которые могут быть вам интересны. Если Вы хотите отписаться от рассылки, то ведите email и поставьте галочку при отправке формы.
Задать вопрос
В форме ниже вы можете задать вопрос по аккумуляторам. Мы постараемся дать на него развёрнутый ответ. Если набирается много вопросов по какой-то тематике, то по ней публикуется статья. То есть, задавая вопрос, вы предлагаете темы будущих статей для сайта. В сообщении обязательно указывайте электронную почту, на которую можно прислать ответ.
 
Поставьте эту галочку, если Вы человек.
© 2015 - 2016 Информационный сайт об аккумуляторах Akbinfo.ru
Копирование материалов разрешено только при установке активной ссылки на наш сайт!!!